Как пользоваться рацией: полезные советы для каждого! Как пользоваться рацией

Работа в большой радиофицированной группе 21-22 августа показала, что портативные рации - это вовсе не игрушки, а очень нужная и полезная вещь в плане как координации работ, так и безопасности. Однако, как оказалось, некоторые владельцы портативных радиостанций не умеют ими правильно пользоваться, из-за чего иногда возникала некоторая неразбериха, а в эфире было много помех.

Итак, краткая инструкция для пользователей портативных раций. Заранее приношу извинения за не всегда технически выверенный текст - я стараюсь написать так, чтобы было понятно в т.ч. людям, далёким от радиоинженерии и радиолюбительства.

1. ТИПЫ РАЦИЙ. В настоящее время распространены 4 класса гражданских портативных раций: CB (Cи-Би), LPD, аналоговый PMR, цифровой PMR. Все 4 типа друг с другом в общем случае несовместимы. Существуют также профессиональные или косящие под профессиональные рации UHF-диапазона (марки Yaesu, Kenwood, Alinco, Vertex/Standard и т.д.). Они совместимы с LPD и аналоговым PMR. В силу ряда причин наиболее популярны LPD-рации, поэтому будем рассматривать именно их, хотя пп.3-5 нижесказанного относятся ко всем типам раций.

2. КАНАЛЫ И ЧАСТОТЫ. Чтобы рации могли работать друг с другом, они должны быть настроены на одну и ту же частоту (или включены на один и тот же канал, что по сути одно и то же). Мы используем 6-й канал стандартной сетки LPD, что соответствует частоте 433,200 МГц. Что нужно сделать, чтобы на него настроиться:

Первым делом убедитесь, что у вас рация именно LPD или UHF (на не CB или PMR);

Если у вас 39- или 69-канальная LPD-рация - выберите канал №6;

Если у вас 8-канальная LPD-рация - выберите канал №3;

Если у вас UHF-рация - установите частоту 433,200 МГц.

Примечание: иногда встречаются LPD-рации, у которых нумерация каналов отличается от общепринятой. Если после выполнения вышеуказанных действий вы не можете ни с кем связаться, сделайте следующее: попросите кого-либо, у кого со связью всё OK, включить рацию на передачу, а сами перебирайте каналы, пока его не услышите. Оставайтесь на этом канале - он на вашей рации и будет соответствовать стандартному 6-му.

Во многих моделях раций есть функция управления на субтонах (CTCSS) или цифровой шумоподавитель (DCS). Отключите эти функции, иначе ваша рация не будет "слышать" остальные.

3. ПРИНЦИП ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ. Радиосвязь в общем канале работает по принципу «говорит один - слышат все». Всё, что вы передаёте, будут слышать все рации, настроенные на этот же канал и находящиеся в пределах дальности связи (для LPD это сотни метров-единицы километров). Перебивать друг друга нельзя: при одновременном включении на передачу нескольких раций либо будет слышен неразборчивый шум, либо будет слышен только один из говорящих - тот, чей сигнал мощнее. Одновременно говорить и слушать, как по телефону, тоже нельзя. Соответственно, помните, что пока вы говорите - вы, во-первых, никого не слышите, и, во-вторых, занимаете общий канал, и другие корреспонденты не могут переговариваться.

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ СВЯЗИ.

Решите, что вы хотите сказать; чётко и кратко сформулируйте фразу про себя.

Убедитесь, что в эфире в данный момент не ведутся никакие переговоры.

Держите рацию в нескольких сантиметрах от лица, вертикально. Если держать рацию горизонтально (как в кино), то дальность связи уменьшится.

Нажмите кнопку передачи, сосчитайте про себя до двух и начинайте говорить. Говорите чётко и коротко, не тараторьте. Закончив говорить, не отпускайте кнопку сразу, а сначала тоже сосчитайте про себя до двух. Иначе вы «проглотите» начало и конец вашей фразы, и собеседник будет вынужден переспрашивать.

Прежде, чем начнёте отвечать на реплику собеседника, убедитесь, что он закончил говорить.

5. ПРАВИЛА И ЭТИКА ВЕДЕНИЯ СВЯЗИ.

Оговорюсь сразу: данные правила - это не дань традициям и не стремление «сделать всё по уставу», а проверенное средство для чёткого и бесперебойного обмена информацией .

Перед тем как говорить, следует представиться, чтобы было понятно, кто говорит. Например: «Здесь Dimkin . Дайте воду на участок шестой группы» .

Если вы хотите переговорить с конкретным человеком, то сначала вызовите его, и только убедившись, что он вас слышит, начинайте переговоры. Если вы приняли от собеседника какую-то информацию, подтвердите её приём. Иначе информация может просто не достичь адресата, а вы об этом не будете знать. Пример правильно построенного диалога:

Dimkin : «CJ , ответь Dimkin ’у»

CJ : «CJ в канале»

Dimkin : «Мы закончили расчистку просеки, ждём дальнейших указаний»

CJ : «Возвращайтесь на точку сбора»

Dimkin : «Понято-принято, возвращаемся».

Если вы передали некую информацию конкретному человеку, но не слышите его ответной реакции, попросите подтвердить её получение. Например: « CJ , как понял? Подтверди приём.»

Не задавайте вопрос неизвестно кому или нескольким людям сразу. Если вам начнут отвечать одновременно несколько человек, вы не услышите ни одного (см. п.4).

Пример неправильного вопроса: «Шестая группа, как у нас там с обедом?»

Пример правильного вопроса: «Здесь Dimkin . CJ , во сколько будет обед у шестой группы?»

Если у вас с собеседником предстоит долгий диалог, то, чтобы не занимать общий канал, предложите ему перейти на другой канал, и ведите разговор там. По окончании разговора вернитесь на общий (6-й) канал. (Это приём для опытных пользователей, новичкам его использовать не рекомендуется) .

Если в вашей рации есть кнопка вызова, то забудьте навсегда про её существование! Когда вы её нажимаете, во всех рациях раздаётся трель. Понять, кого именно вызывают, при этом невозможно. Зато эта трель является отвлекающим фактором и помехой в эфире. Никогда не пользуйтесь кнопкой вызова!

Если в вашей рации есть функция блокировки клавиатуры - воспользуйтесь ей. Иначе, случайно задев рацию, можно сбить канал, послать вызов и т.д.

6. ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ. Позаботьтесь о питании вашей рации. Даже если у вас есть с собой автомобильный зарядник, то, пока ваша рация будет заряжаться в машине, вы будете без связи. Поэтому:
- если ваша рация работает от собственного уникального аккумулятора, полностью зарядите его перед поездкой. Если есть запасной аккумулятор - тоже полностью его зарядите и возьмите с собой.
- если ваша рация работает от стандартных (AA или AAA) батареек или аккумуляторов - возьмите с собой запасные (если это аккумуляторы - то полностью заряженные, если батарейки - то свежие и только алкалиновые).
- запасные аккумуляторы носите с собой. Запасной аккумулятор, лежащий в машине или в лагере, ничем не сможет вам помочь, когда у вас "сядет" рация.
- батарейки и аккумуляторы AAA ("мизинчиковые") - самые слабые, садятся быстрее всего. При наличии выбора избегайте использования раций, питающихся от такого типа батареек.
- если аккумулятор вашей рации долго лежал без дела, его надо потренировать, иначе работать он будет недолго. Хотя бы 2 раза полностью разрядите и зарядите его перед поездкой.
- помните, что NiCd и NiMH аккумуляторы нужно полностью разрядить перед зарядкой (иначе они теряют ёмкость), а литиевые аккумуляторы плохо работают при отрицательных температурах.
- не забудьте выключить рацию на ночь, чтобы не сажать аккумулятор понапрасну.
- при работе на передачу рация потребляет в десятки раз большую мощность, чем на приёме. Избегайте долгой работы на передачу.
- если в вашей рации есть функция энергосбережения в режиме приёма, включите её (в многих моделях она включена по умолчанию).

Связь при помощи рации сегодня - это неотъемлемый элемент работы целого ряда служб и сервисных компаний. Такси, охрана, инкассация, складская логистика, туристические походы, горнолыжные курорты, строительные участки и многие другие бизнес-процессы, где внедрена постоянная коммуникация между сотрудниками посредством радиосвязи. К сожалению, новичкам не всегда даются четкие инструкции, как пользоваться рацией.

Перед началом использования рации определенной группой людей выбираются 2 частоты. На первой начинает вестись трансляция. Если вышло так, что в эту частоту вторглись чужие люди, тогда все, не отвлекаясь, переключают свои устройства на вторую и дальше работают на ней до следующих указаний от главного. О том, как настроить антенну для рации на нужную частоту, написано в инструкции или в руководстве по эксплуатации данного устройство радиосвязи.

В рации для общения постоянно используются лишь несколько кнопок. PTT (Push to talk) - "нажать для разговора", основная из них. При ее нажатии говорящего слышат все, кто находится на данной частоте в радиусе действия передатчика. Есть кнопка "подавление шума" - она полезна тем, что препятствует проникновению посторонних звуков в динамик приемника. Но если связь плохая, действие этой кнопки отключают, так как работает рация и без того слабо.

Еще одна важная кнопка - "Вызов". Она посылает звуковой сигнал на все приемники данной частоты в радиусе действия. Сигнал вызова можно менять, тогда звук гудка с этой рации будет отличаться от всех остальных. Радиочастота не может быть защищена от прослушивания - секретную информацию лучше шифровать. Использование эфира легко отследить, поэтому для бизнеса нет ничего лучше, как зарегистрировать рацию в органах службы по надзору в сфере массовых коммуникаций.

В зависимости от условий использования и назначения радиосвязи группа договаривается о выходе на связь с определенным интервалом времени. Если кто-то пропустил, его начинают разыскивать. Важно следить за батареей, так как зарядить рацию занимает более часа времени. Начинать связь нужно с личного позывного и сразу называть позывной того, с кем нужно общаться. Тогда остальные не станут вмешиваться в диалог.

Каждую фразу следует оканчивать словом "Прием". Принято спрашивать: "Как слышно? Прием. " Окончание разговора нужно завершать фразой "Конец связи" или "эСКа" и дожидаться ответного подтверждения. Многие в начале любого разговора нажимают кнопку "Вызов" и секунду ожидают, чтобы убедиться в том, что сигнал прошел. Эти правила не так сложны и легко входят в привычку, зато позволяют быть вежливым на частоте.

Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

Подключение радиостанции к питанию

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Статьи / Практика

О, дайте, дайте мне паяльник: автогаджеты, которые делали наши папы

Не секрет, что в советский и постсоветский периоды любой рукастый мужик без особого труда делал для своего гаража как минимум зарядное устройство. Более продвинутые изготавливали бесконтактные системы зажигания,...

19080 3 3 18.05.2017

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки.
Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.



Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

RTX , антенну вставьте в разъём КСВ-метра, помеченным, как ANT .
(если разъемы КСВ-метра не помечены, вставляйте как угодно – КСВ-метр, в принципе, симметричный прибор)

  • Переключатель PWR/SWR на КСВ-метре установите в положение «SWR», а переключатель FWD/REF — в положение «FWD».
  • Включите рацию и нажмите на тангенту, перейдя в режим передачи. Удерживая тангенту в нажатом положении, вращайте на КСВ-метре ручку регулятора калибровки «CAL», чтобы стрелка встала на цифру «10» по шкале SWR. Отпустите тангенту.
  • Переведите переключатель FWD/REF в положение «REF», снова нажмите на тангенту. Удерживая ее нажатой, посмотрите на цифру КСВ на шкале SWR. Лучший КСВ – 1, если он более 1,5 – то требуется подстройка антенны.
  • Увеличив на 1-2 сантиметра длину штыря (или иного регулировочного элемента) антенны, снова проведите измерение, повторив пункты 2-4 этой инструкции. Если значение КСВ после регулировки возросло – значит, длину нужно уменьшать, а не увеличивать… Путем постепенных изменений длины и последующих замеров раз за разом добейтесь минимальных показаний индикатора по шкале SWR – близких к 1, но не более 1,5.
  • И на этом – всё. Как видите, не так уж это и сложно. Зато теперь в пути вы можете развлекаться прослушиванием бесед «дальнобоев», иногда полезных, иногда – не очень. И не забывайте, что с вами в машине могут ехать дети, которым эти разговоры слушать пока рано.

    Попала мне в лапы рация BAOFENG UV-5R. Хорошая игрушка, с хорошими параметрами по приёму и передаче. Умеет работать в двух диапазонах: VHF и UHF. Так же имеется возможность быстрого переключения между двумя каналами и поочерёдного мониторинга двух частот. Есть функция сканирования каналов. Позволяет ручной ввод рабочей частоты с клавиатуры (VFO) и выбор из списка заранее введённых каналов (MR). Умеет работать на приём и передачу на разных частотах (в основном требуется для работы с репитером). В общем всё, что должна уметь рация — она умеет. В качестве бонуса имеется FM-радио и светодиодный фонарик.

    Кнопки управления интуитивно понятны, но если сюда зайдут обладатели этих раций, то разберу функции кнопок и дам описание меню на русском языке. Вдруг, что подзабуду и сам обращусь сюда за подсказкой. Лишняя шпаргалка не помешает. У моей рации прошивка (BFB297).

    Кнопка Функция
    Лицевая сторона
    VFO/MR Переключение между запрограммированными каналами и ручным вводом частоты.
    A/B Переключение между двух каналов. На дисплее две строчки с двумя введёнными частотами и эта кнопка позволяет быстро переключаться между ними.
    BAND Переключение между частотными режимами VHF и UHF.
    MENU Вход в меню.
    Стрелочки Навигация по меню и листание каналов или частот.
    EXIT Выход из меню.
    Цифры Используются для ввода частоты или для быстрого доступа к функциям меню (описание расположено ниже).
    Боковая сторона
    CALL Включение FM-радио и Вызов. Однократное нажатие на эту кнопку включает FM-радио. Длительное нажатие на эту кнопку включает вызов как у сигналки на машинах. Тип сигнала можно задать в настройках. Используется для подачи сигнала бедствия.
    PTT Кнопка переключения рации в режим передачи.
    MON Однократное нажатие на эту кнопку включает светодиодный фонарик. Второе однократное нажатие включает светодиодный фонарик в режим мерцания (служит для подачи сигнала). Третье однократное нажатие на кнопку выключает фонарик. Если кнопку держать долго, то рация перейдёт в режим мониторинга выбранной частоты, в этом случае будет снят шумоподавитель и рация будет принимать все помехи на выбранной частоте (помогает услышать речь которая закрывается помехами). Шумоподавитель будет снят до тех пор, пока нажата кнопка MON.
    Верхняя сторона
    Knob Верньер для включения рации и регулировки громкости принимаемого сигнала.

    Настройки

    На верхней стороне рации расположен светодиодный фонарик, а на лицевой стороне светодиодный индикатор показывающий, что рация находится в режиме приёма (зелёный цвет), передачи (красный цвет) или ожидания (выключен). На второй боковой стороне есть крышечка для подключения гарнитуры. Индикация на LCD-экране рации тоже понятна, но разберём всё по порядку.

    Индикаторная строчка
    Антенна Отображается в том случае если включена передача или отключился шумодав.
    L Работа на пониженной мощности (регулируется через меню). По умолчанию, рация работает на высокой мощности, некоторые люди считают, что при включении высокой мощности будет отображаться буква H , но это не так. Индицируется только режим с пониженной мощностью, а стандартной считается высокая. Мощность можно быстро переключить однократным нажатием на символ решетка (ключ) на цифровой клавиатуре.
    S Активирована функция сканирования между двумя каналами. Рация по очереди слушает то один канал, то другой канал. Если на одном из них появляется сигнал, то сканирование останавливается. Параллельное прослушивание двух каналов невозможно!
    VOX Включен режим голосового управления PTT. Если в рацию начать говорить, то она автоматически перейдёт в режим передачи. Уровень громкости срабатывания можно настроить.
    + или - Положительный или отрицательный сдвиг частот приёма и передачи. Необходимо для работы через репитер.
    R Включен режим реверса каналов. Очень удобно для тестирования раций когда они выступают в качестве имитации репитера, либо для общения минуя репитер с рацией настроенной на работу с репитером.
    N Установлена узкая полоса частоты модуляции (narrowband).
    Ключ Блокировка нажатия кнопок на лицевой стороне. Кнопки CALL, PTT и MON продолжают реагировать на нажатие.
    Первая строка
    Стрелка вверх Означает, что в качестве текущей частоты выбрана частота A.
    Первая частота (A) Частота с которой работает рация при выборе частоты A. В примере 434.325 МГц.
    Вторая строка
    Стрелка вниз Означает, что в качестве текущей частоты выбрана частота B.
    Первая частота (B) Частота с которой работает рация при выборе частоты B. В примере 145.125 МГц.
    Общие значения
    CT Включен режим CTCSS на приёме. Если значок загорается во время передачи, то режим CTCSS включен только на передаче.
    DCS Включен режим DCS.
    75/25 Подшаг частоты, при работе с шагом 6.25.

    Вроде бы и всё, с другими значениями вы врядли столкнётесь.

    Так, теперь осталось разобраться с меню и потом можно будет подумать о шпаргалке с настройками репитеров.

    Для входа в меню нужно нажать на кнопочку MENU. И далее можно листать параметры стрелочками, либо вводить их номер с клавиатуры. У этой модели всего сорок одна настройка, часть настроек сервисные.

    0 SQL (SQuelch Level) 0-9 Шумоподавитель. Уровень 0 означает, что он выключен; а при 9 он открывается только при очень качественном и сильном сигнале. Подбирается опытным путём и оптимально для меня ставить 3.
    1 STEP (Frequency step) 2.5/5/6.25/10/12.5/25kHz Шаг настройки синтезатора частоты. У профессиональных радиостанций стоит шаг 25 кГц. Даже при ручном вводе частоты, она может вводиться только кратно значению STEP.
    2 TXP (Transmit Power) HIGH/LOW Мощность передатчика высокая/низкая. При установке низкой мощности на экране будет включен индикатор L .
    3 SAVE (Battery save) OFF/1/2/3/4 Степень экономии батареи. OFF — режим экономии отключен, 4 — самый экономичный режим. Оптимально — 3, но многое зависит от условий применения рации.
    4 VOX (Voice Operated transmission) OFF/O-1O Режим голосового управления PTT. OFF — выключено. Чем больше цифра, тем громче надо кричать для срабатывания.
    5 W/N (Wideband/narrowband) WIDE/NARR Ширина полосы приёмника и девиации передатчика 5кГц/2.5кГц. Узкая полоса позволяет работать через каждые 12.5кГц не мешая друг другу. Если использовать WIDE, то рации будут работать через 25кГц. По умолчанию стоит WIDE.
    6 ABR (Display illumination) OFF/l/2/3/4/5 Время работы подсветки экрана (в секундах).
    7 TDR (Dual watch/dual reception) OFF/ON Двойное сканирование. Сканируется две частоты по очереди. Одновременное сканирование невозможно!
    8 BEEP (Keypad beep) OFF/ON Звуковое сопровождение нажатых клавиш. Предпочитаю выключать чтобы не отвлекали.
    9 TOT (Transmission timer) 15/30/45/60.../585/600 Принудительное отключение передатчика. Значения выставляются в секундах. Помогает избежать перегрева рации при использовании не качественных антенн.
    10 R-DCS (Reception Digital Coded Squelch) OFF/D023N...D754I Цифровой подтон при котором откроется шумоподавитель рации. Позволяет не реагировать на передачу радиостанций не использующих нужный подтон.
    11 R-CTS (Reception Continuous Tone Coded Squelch) 67.0Hz...254.1Hz Аналоговый подтон при котором откроется шумоподавитель рации. Позволяет не реагировать на передачу радиостанций не использующих нужный подтон.
    12 T-DCS (Transmission Digital Coded Squelch) OFF/D023N...D754I Цифровой подтон передаваемый рацией для открытия шумоподавителя на принимающей стороне.
    13 T-CTS (Transmission Continuous Tone Coded Squelch) 67.0Hz...254.1Hz Аналоговый подтон передаваемый рацией для открытия шумоподавителя на принимающей стороне.
    14 VOICE (Voice prompt) OFF/CHI/ENG Голос сопровождающий нажатия клавиш. Может быть выбран китайский или английский язык.
    15 ANI (Automatic Number Identification) Это код передаваемый в начале трансляции. Может изменяться только с компьютера.
    16 DTMF ST (The DTMF tone of transmitting code) OFF/DT-ST/ANI-ST/DT+ANI DTMF тон. По умолчанию выключен.
    17 S-CODE (Signal code) 1,...,15 groups Параметр изменяется только с компьютера.
    18 SC-REV (Scan REsume method) TO/CO/SE Метод сканирования частот в поисках сигнала. TO — все каналы в памяти, CO — весь диапазон и SE — часть диапазона. Сканирование идёт последовательно, если на какой-то частоте или канале будет сигнал, то сканирование будет остановлено.
    19 PTT-ID (press or release the PTT button to transmit the signal code) OFF/BOT/EOT/BOTH Передача ID при нажатии на PTT. BOT — передача ID при нажатии на PTT, EOT — передача ID при отпускании PTT, BOTH — передача ID при нажатии PTT и при отпускании PTT.
    20 PTT-LT (delay the signal code sending) 0,...,30 Задержка при отпускании PTT, параметр задаётся в секундах.
    21 MDF-A (A channel displays) FREQ/CH/NAME Метод отображения частоты в канальном режиме, на первой строке. FREQ — частота, CH — номер канала и NAME — имя канала (имя можно присвоить каналу только отредактировав с компьютера).
    22 MDF-B (B channel displays) FREQ/CH/NAME Метод отображения частоты в канальном режиме, на второй строке. FREQ — частота, CH — номер канала и NAME — имя канала (имя можно присвоить каналу только отредактировав с компьютера).
    23 BCL (Busy Channel Lockout) OFF/ON Блокировка передачи сигнала в каналах использующих CTCS или DCS.
    24 AUTOLK (keypad locked automatically) OFF/ON Автоматическая блокировка клавиатуры.
    25 SFT-D (direction of frequency shift) OFF/+/- Метод сдвига частоты.
    26 OFFSET (frequency shift) 00.000...69.990 Частота смещения. Это значение на которое будет сдвинута несущая частота. Стандартно, репитеры настраивают на смещение 0.600, но бывают и 1.850 смещения.
    27 MEMCH Сохранить канал в память.
    28 DELCH Удалить канал из памяти.
    29 WT-LED Цвет экрана в режиме ожидания.
    30 RX-LED Цвет экрана в режиме приёма.
    31 TX-LED Цвет экрана в режиме передачи.
    32 AL-MOD (alarm mode) SITE/TONE/CODE Режим работы кода оповещения. Он срабатывает если зажать кнопку CALL.
    33 BAND (band selection) VHF/UHF Выбор диапазона VHF или UHF.
    34 TX-AB (transmitting selection while in dual watch/reception) OFF/A/B Ограничение передачи для частот. Если выбрать OFF, то передавать можно на частоте A и B. Если выбрать A, то передавать можно будет только на частоте A. Если выбрать B, то передавать можно будет только на частоте B.
    35 STE (Tail Tone Elimination) OFF/ON Тон включения/выключения конца передачи радиостанции. При работе через репитер эта функция должна быть выключена.
    36 RP_STE
    37 RPT_R
    38 PONMGS (Boot display) FULL/MGS Экран приветствия в виде сообщения или в виде включенных сегментов.
    39 ROGER (tone end of transmission) ON/OFF Сигнал завершения передачи.
    40 RESET (Restore to default setting) Сброс настроек рации к заводским установкам.

    Кстати, штатной антенны хватает для работы FM-радио с очень высоким качеством. В тех местах, где очень много помех эта рация хорошо отсекает шипение и посторонний шум.

    Сегодня фактически каждый человек обладает одним или несколькими мобильными телефонами. Но, иногда, наступает момент, когда лучше воспользоваться рацией . Еще одним плюсом в пользу радиостанций можно назвать то, что Вы сможете связаться с собеседником совершенно бесплатно. Немаловажным достоинством этого устройства перед мобильником является также его постоянная работа в режиме приема связи и Вам не понадобится нажимать на какие-то кнопки, чтобы услышать собеседника.

    Типы частот раций.

    В настоящее время распространены 4 класса:

    • Профессиональный VHF.

    Рации CB (гражданский диапазон) работают в диапазоне от 26 до 30 МГц с длиной волны около 11 метров, что позволяет преодолевать большие преграды. Радиостанции LPD (433-434 МГц) и PMR (446-470 МГц) с длиной волны 70 см обеспечивают хорошую дальность связи на местности, с большим количеством разнообразных мелких препятствий. Стоит отметить, что LPD легален только на территории РФ, в то время как PMR разрешен как за границей, так и в нашей стране. VHF диапазон (136-172 МГц) с длиной волны около 2 метров позволяет организовать связь в пределах города.

    Как проверить рацию.

    Для начала надо протестировать работу кнопок и проверить наличие выходной мощности с помощью КСВ-метра. После чего необходимо проконтролировать наличие модуляции, для чего потребуется другая рация или собеседник.

    Как общаться по рации.

    Для перехода в режим передачи сообщения Вам нужно нажать кнопку PTT. Помните, что всё, что вы передаёте в эфир, будут слышать все рации, настроенные на тот же канал. Синхронно говорить и слушать нельзя. При одновременном включении на передачу нескольких раций будет слышен либо шум, либо тот, у кого сигнал мощнее. Да и не забудьте, что говорить следует только после нажатия кнопки PTT. Но ни в коем случае до нажатия или одновременно.

    Правила общения по рации.

    Перед тем как начать общаться, Вам следует представиться, из чего станет понятно, кто говорит. Если вы получили от собеседника какую-нибудь информацию, подтвердите, что Вы её приняли. Если Вам предстоит длинный разговор с кем-то, попросите собеседника перейти на другой канал, чтобы не занимать общий. Если Вы воспользуетесь нашими советами и приобретете у нас хорошую рацию, Вы доставите себе громадное удовольствие и нам кажется, что никогда не пожалеете об этой покупке.



    gastroguru © 2017