Евгений Малеев (Яндекс.Деньги): как подключить прием оплаты в мобильном приложении. Разработка мобильных приложений: с чего начать

order.setRequiredRecToken(true ) order.setVerification(true ) Параметр requiredRecToken требует возвратить токен карты при успешной авторизации карты, а verification - что средства с карты списывать не нужно, а достаточно их заблокировать, а потом вернуть (платежный шлюз возвращает их автоматически). В ответ платежный шлюз вернет параметры recToken - токен карты, recTokenLifeTime - срок действия токена (по сути срок действия карты) и maskedCard - маскированный номер карты, который необходимо привязать в бекенде к токену для дальнейшего отображения клиенту при выборе способа оплаты. Теперь, имея токен карты вы можете в любой момент по требованию клиента или при наступлении срока оплаты, вызвать метод списания по токену через server-to-server API и списать необходимую сумму. Подводные камни: По нашей статистике у довольно значимой части картодержателей не получается оплатить через 3DSecure на мобильном устройстве по ряду причин, от него и шлюза не зависящих: - может не приходить SMS, или пользователь переключаясь между SMS-приложением и вашим, потерял форму с вводом пароля 3D-Secure, так как она открывается в WebView или системном браузере - полезла верстка 3D-Secure страницы банка на смартфоне или планшете (банки очень редко адаптируют такие страницы) - веб-сервер банка отключил поддержку небезопасного протокола TSL 1.0, что делает 3D-Secure недоступным для Android версии <4.1 Лайфхак: Мы на платежном шлюзе умеем включать/отключать налету 3D-Secure, и если все-таки у клиента не получается оплатить, мы под него подстраиваемся, и пытаемся сделать оплату без 3D-Secure пароля. Также стоит помнить, что если вы сохраняете токены одного платежного провайдера в своей системе, то использовать их на другом провайдере уже не получится, разве что если провайдеры не договорятся между собой о миграции токенов, что в принципе в нашей практике уже было несколько раз.

Кейс 2. Кастомизируем верстку формы ввода номера карты

Часто возникает необходимость разместить поля для ввода номера карты, срока действия и cvv2 в другой последовательности, чем это предусмотрено стандартным layout в SDK. Но из-за требований PCI DSS вы не можете просто взять, и заменить поле ввода номера карты на стандартный компонент EditText. Для этих целей мы разработали flexible layout. Flexible layout наследует стили вашего мобильного приложения и позволяет располагать элементы формы в любой последовательности и в любом дизайне и при этом предотвращает случайную передачу карточных данных на сторону вашего бекэнда.

Для организации ввода карты в SDK есть два механизма:
CardInputView - готовый view для использования;
CardInputLayout - лишь layout wrapper для потроение view в собственном стиле разметки.

По сути CardInputView = CardInputLayout + CardNumberEdit + CardExpMmEdit + CardExpYyEdit + CardCvvEdit.
Упрощенную структуру CardInputView в XML можно запиться так:

<> <com.cloudipsp.android.CardNumberEdit /> <LinearLayout android:orientation ="horizontal" > <com.cloudipsp.android.CardExpMmEdit /> <com.cloudipsp.android.CardExpYyEdit /> LinearLayout > <com.cloudipsp.android.CardCvvEdit /> <com.cloudipsp.android.CardInputLayout >

Следовательно можно абсолютно свободно кастомизировать и располагать элементы ввода на сколько хватит фантазии. Есть лишь одно правило которое нужно соблюдать - каждый из элементов ввода (CardNumberEdit,CardExpMmEdit,CardExpYyEdit,CardCvvEdit) должен быть в CardInputLayout один раз, при этом не играет роли уровень вложенности View.

Вот как это может выглядеть:


Подводные камни:
Кастомизируя поля ввода стоит помнить:
- cvv2 может быть длиной как 3, так и 4 символа
- номер карты может быть от 14 до 19 символов
- можно добиться максимально точной кастомизации к вашему дизайну, сделав форк SDK и внеся изменения уже в своей реализации layout (это не запрещено делать, если вы не начинаете пропускать реквизиты карты через свой бэкенд). Но сделав форк вы теряете поддержку обновлений SDK со стороны шлюза и интеграцию новых фич

Лайфхак:
Часто можно встретить на форме ввода реквизитов карты инпуты для ввода имени и фамилии картодержателя и его ZIP кода. Для платежей по СНГ нет практической необходимости это делать в 99% случаев - только некоторые банки США, Канады и Великобритании поддерживают эту технологию, которая называется Address Verification System , при этом чтобы проверка сработала, ее должны поддерживать как банк-эквайер, так и банк-эмитент.

Кейс 3. Подключаем возможность сканирования карты через камеру и NFC

Функция оптического сканирования карты реализована для Android в библиотеке android-sdk-optical , для iOS в библиотеке CloudipspOptical с использованием card.io SDK .
NFC сканирование реализовано при помощи библиотек android-sdk-nfc и react-native-cloudipsp-nfc и доступно только для Android. Хотя Apple и открыла начиная с версии iOS 11+ сторонним разработчикам возможность читать RFID метки, но чтение EMV тегов с банковских карт по прежнему остается недоступным.

Пример демо-приложения для использования NFC

Отличается от обычной реализации наличием NfcCardBridge и навешиванием Intent на него для ожидания события, что карта прочитана (readCard)

Подводные камни:
Хотя считывание карты и выполняется посредством NFC, протоколом финансовой авторизации карты по-прежнему служит обычный card not present. Т.е. для полноценной работы этой функциональности, карта должна быть открыта для платежей в интернет.

Лайфхак:
Написав простое приложение, вы сможете использовать его для перевода средств с чужой карты на свою, поднеся чужую карту к телефону. Например это может быть удобно, если вам необходимо списать небольшую сумму с друга в счет карточного долга. С одной стороны это будет практично и удобно, с другой - вполне эффектно. Для того, чтобы воспользоваться сервисом переводов с карты на карту, необходимо будет предварительно зарегистрироваться на сайте платежной платформы Fondy и привязать банковскую карту, на которую будут поступать средства, в свои финансовые настройки. С целью обеспечения безопасности, сумма, которую можно списать посредством NFC без поддержки 3D-Secure может быть не более эквивалента $4.

С целью расширения возможностей для пользователей Сбербанк предлагает использовать мобильное приложение банка. После установки его на смартфон клиент вправе выполнять банковские операции дистанционно, контролировать счета, оплачивать кредиты и переводить средства в любые инстанции.

Как зарегистрироваться в мобильном приложении Сбербанка

Обязательным условием для использования сервиса выступает подключенный Мобильный банк, т.к. подтверждение операций происходит через СМС. Вкратце - как как его подключить.

Первый шаг - подключить Мобильный банк

Выдавая карту новому клиенту, специалисты настоятельно рекомендуют , т.е. подключать Мобильный банк сразу же. Часто прилагают максимум усилий, чтобы человек согласился на это действие еще до того, как покинет офис. Для тех, кто не поддался уговорам, даем краткую инструкцию с фото, как можно его подключить:

  • в банкомате;
  • через Контактный Центр;
  • лично в отделении.

Остановимся на способе через банкомат (через Контактный центр за вас все сделает специалист, а с банкоматом придется потрудиться).

Шаг 1. Зайдите в раздел "Информация и сервис".

Найдите кнопку "Подключить Мобильный банк"

Шаг 2. Выберите удобный тариф или .


Шаг 3. Введите цифры личного номера телефона.


Завершите операцию согласием "Подключить к своей карте" Мобильный банк. Можно приступать к установке приложения.

Второй шаг - скачать и установить Сбербанк Онлайн на телефон

Мобильное приложение – это программное обеспечение, предоставляющее доступ в систему обслуживания клиентов через интернет. В зависимости от типа своего устройства скачать Приложение можно в App Store, Google Play, Microsoft.

После установки необходимо зарегистрироваться:

Шаг 1. Кликните на Регистрация, если сведения утеряны или отсутствуют. Запишите номер карты.


Карту можно отсканировать, чтобы не вводить реквизиты вручную через соответствующий пункт. Если карта наделена payWave или PayPass, достаточно приложить ее к крышке смартфона, после чего номер отобразится автоматически в соответствующей графе.

Шаг 2. Пройдите проверку системы, подтвердите регистрацию.


После пользователь получает СМС с кодом подтверждения регистрации. Он вводится в соответствующую графу. При трехкратном неправильном вводе, регистрацию требуется начинать заново.

Шаг 3. Задайте кода доступа в Приложение. Он содержит 5 знаков. С его помощью происходит вход в Приложение, следует его запомнить. Если смартфон оснащен функцией сканирования отпечатка, предложат использовать аналогичный формат для посещения Приложения.


При первом запуске Сбербанк Онлайн, происходит проверка уровня защиты мобильного устройства. На экране появляется перечень вредоносных или угрожающих программ. Их рекомендуется удалить для корректного использования Приложения.

Если продолжить работу, не реагируя на послание, Приложение будет функционировать в ограниченном режиме, когда часть функций будут для пользователя не доступными. Касается это преимущественно разделов переводов и оплат.

Как настроить контроль за состоянием счетов онлайн

В Мобильном приложении можно отслеживать свои расходы, контролировать баланс, проводить перечисления, оплачивать услуги и др.

Просмотр баланса

При входе сразу отображаются имеющиеся карты, вклады, кредиты и другие счета с краткой информацией: остаток, номер карты или счета, тип и др.

Кликнув на один из них, можно посмотреть более детальные сведения: О карте, История операций. В первом разделе описан тип карточки, срок действия, условия, реквизиты и др. Во втором перечислены проведенные затраты или зачисления по датам с указанием сумм. Это позволяет контролировать расходы.

Анализ доходов и расходов

Одна из интересных функций Приложения – Сервис анализа финансов. Смотрите обзор его возможностей.

Мой помощник. Сравнить свои поступления и затраты за месяц, сравнить с прошлыми периодами. Это поможет понять, увеличились ли расходы и доходы, сопоставить их между собой с целью контроля бюджета.
Получите полезные советы по использованию сервиса "Мой помощник" в Сбербанк Онлайн Расходы. Анализ расходных операций. Клиенту показывают категории, по которым он производил платежи в виде диаграммы.
Наглядная демонстрация позволяет оценить, по каким направлениям пользователь тратит больше всего денег Мои цели. Здесь можно создавать личные цели. С учетом запросов, Сбербанк предлагает открыть Вклад определенного типа или счет Копилку, с помощью которых можно достичь цели. Также можно откладывать самостоятельно, через кнопку Пополнить цель.
Задайте размер накоплений денежных средств, которого нужно достичь, и дату, до которой их собрать

Как переводить деньги через приложение

Наиболее частая функция использования карты – выполнение переводов. Разрешено отправлять деньги клиентам Сбербанка или в сторонние организации. Для взаимодействия с первыми предусмотрены упрощенные варианты переводов.

Внутри банка

Если зайти в Переводы, предлагают несколько возможностей:

  • между своими продуктами;
  • на карту другому лицу в Сбербанк;
  • в другой банк.

Чтобы перекинуть деньги с одной своей карты на другую, следует кликнуть на первый вариант, после чего выбрать карту зачисления и списания (из списка своих продуктов, рядом с которыми указан остаток для удобства), а также размер транзакции.

Отправить средства другому лицу в Сбербанк можно двумя путями: по номеру его карточки или телефона. Второй способ возможен, если его телефон привязан к карте. В платежке указать свою карточку для списания, сумму и записать номер телефона или карты получателя соответственно.

Комиссия за операции внутри Сбербанка не взимается. Лимит составляет 500 тыс. рублей.

В другой банк

Отправка в иное финансовое учреждение происходит по реквизитам карты получателя.


Реквизиты банка записывать не требуется. Комиссия составляет 1%, ограничение по сумме – 30 тыс. рублей.

Подтверждение в каждом случае происходит по полученному в СМС коду.

Как совершать платежи через мобильное приложение

В разделе Платежи Приложения Сбербанк Онлайн можно оплатить по таким направлениям:

  • Мобильная связь. Пополнить телефон пользователь может не только собственный, но и любого человека.
  • Интернет, телевидение.
  • Налоги и штрафы.
  • Остальное.

Чтобы провести оплату, необходимо выбрать соответствующий пункт и заполнить параметры. В первом случае необходимо записать телефон, при оплате услуги – лицевой или расчетный счет, период платежа, величину и пр. Выбирается карта для списания и подтверждается по стандартной схеме.

По QR-коду

Для пользователей также предоставляется право . Он расположен на квитанциях некоторых поставщиков услуг и позволяет не заполнять платежку. Все параметры квитанции автоматически попадают в заполняемое окно после сканирования QR-кода.

Сохраните инструкцию, она пригодится для следующей оплаты счетов:

По шаблонам

В данном разделе предусмотрено право пользоваться шаблонами.


Создать шаблон можно только в полной версии Сбербанка Онлайн. В мобильной версии они будут доступны сразу же после одобрения банком.

Через Автоплатеж

В нем задаются параметры: получатель, карта для отправки денег, дата, периодичность, величина.


Накануне указанного дня Сбербанк напомнит о совершении транзакции и предоставит код, который нужно отправить, если есть желание пропустить Автоплатеж. При отсутствии реакции со стороны пользователя, Автоплатеж выполняется на следующий день.

Полезной будет услуга клиентам при оплате ЖКХ. Квитанцию за тоже можно.

Комиссия на операции

Платежи через Мобильное приложение выполняются с комиссией согласно тарифам Сбербанка. В среднем они составляют 1%, кроме отправки денег в государственный бюджет (бесплатно). Лимиты на операции повышенные – до 500 тыс. рублей, кроме оплаты мобильного телефона – до 10 тыс.

Тарифы, предназначенные для дистанционных сервисов, ниже, чем при использовании банкомата или личном выполнении в кассе Сбербанка.

Минимальное ограничение также действует на пополнение электронных кошельков (выполняется через пункт Остальное).

Другие возможности мобильного Сбербанк Онлайн

Сбербанк Онлайн, установленный на мобильном телефоне, дает возможность открывать вклады, получать кредиты, расплачиваться на кассах магазинов. Рассказываем, как.

Подключение к Apple/Android Pay

В Приложении доступно подключить карту к Apple Pay или Android Pay, чтобы оплачивать в розничных точках одним касанием. При этом носить постоянно с собой не нужно, достаточно поднести устройство к терминалу и подтвердить платеж отпечатком пальца.

Активация происходит в Приложении. Требуется выбрать карту, к которой есть желание подключить сервис, и выбрать Подключить Apple Pay или Android Pay. Далее остается следовать инструкциям, которые не отличаются сложностью. предлагаем убедиться в этом через видео инструкцию:

Карты, загруженные в сервис, не содержат секретной информации. Потому безопасность карточки не подвергается угрозе.

Просмотр баланса Спасибо

В Мобильном приложении нельзя подключить услугу Спасибо, которая рассчитана на накопление бонусов за совершенные покупки. Но в соответствующем пункте можно просмотреть состояние бонусного счета, чтобы определить, какую часть из них потратить. Бонусы используются для получения скидок у партнеров Сбербанка.


Получение кредита

Для многих клиентов Сбербанк разрабатывает индивидуальные предложения по кредитам. Их условия можно изучить в Приложении. Отображаются они на главной странице, в разделе Кредиты и в Истории операций. Согласившись с присланными условиями, доступно оформление и получение денег провести полностью онлайн.

Открытие вклада

Также онлайн можно открывать вклады, за что по всем программам Сбербанка предусмотрены повышенные процентные ставки.


Заключение

Мобильное приложение Сбербанка рассчитано на доступ к своим счетам и картам в удобное время со своего мобильного устройства. Функционал Приложения во многом схож со Сбербанк Онлайн. Доступно оплачивать услуги, создавать автоплатежи, отправлять деньги знакомым, пополнять телефоны, оплачивать кредиты, в т.ч. в других банках, открывать депозиты, контролировать баланс, просматривать произведенные платежи и др. Комиссия на большинство операций ниже, чем при обращении в отделение или поведения их через банкомат.

Как вызвать эмоции у пользователя (исследование концепции)

Проблема: мобильные опросы болезнены.

На прошлой неделе, одно из моих любимых приложений прислало мне письмо с просьбой пройти опрос. И я подумал, почему бы не помочь им улучшить приложение? Я пытался заполнить весь опросник, но не смог закончить – это было очень сложно. Одна из главных проблем состояла в том, что они просили меня ответить на 2-3 вопроса на одной странице, что требовало от меня переворачивать экран то горизонтально, то вертикально.

Ужасный опыт.

Цели

Для того, чтобы сделать успешный опросник, необходимо использовать много элементов. Но самое главное то, как заставить пользователя открыть опросник и пройти его. Опросник должен быть приятным в использовании для достижения оптимальных результатов, которые можно будет использовать для принятия правильных бизнес решений.

  • Итак, я решил создать дизайн приложения, которое будет:
  • Быстро реагировать на эмоции пользователя
  • Поможет пользователю прости опросник быстро и без усилий
  • Создать как можно менее раздражающий подход к просьбе пользователю пройти опрос
  • Создать кастомный формат и совместить его с традиционным подходом к опроснику.

Это привело меня к желанию достичь 2 основные цели.

1 цель: Заставить пользователя хотеть пройти опрос.

2 цель: Создать опросник, который потребует минимум усилий со стороны пользователя для его прохождения.


Понимание пользователя

Окей, все прекрасно понимают, что никто реально не заинтересован в помощи компании улучшить продукт – на самом деле, всем плевать. Все заняты, и постоянно подвергаются бомбардировке письмами и оповещениями. Поэтому, нужно играть тонко и красиво.

Понимание времени

Для начала, я хотел найти то самое идеальное время, когда отправить опросник пользователю. Я должен был найти тот самый отрезок времени, когда пользователь счастлив и доволен, и поэтому имеет желание хотя бы открыть опрос.

Люди называют это “опрос после события”. Например, скажем, сегодня вы получили 27” монитор или посылку с Amazon, которую недавно заказали. Вы счастливы, и это вызывает у вас улыбку. Это именно тот самый момент, когда вы вероятнее всего заполните опрос.

Важно не отправлять опрос новому пользователю, который никогда не пользовался продуктом. Мне кажется, что человек, который использовал наше приложение 2-4 раза, будет иметь сформированное мнение о нем и мысли о том, что можно было бы улучшить. И скорее всего, пользователи, которые имели положительный опыт, с большей долей вероятности заполнят опрос. Логично, правда?

Просите аккуратно

Как вы могли заметить, попап – это ужас. Поэтому, мой следующий вопрос звучит так: Есть ли что-то менее раздражающее для пользователя, чтобы попросить его пройти опрос?

Не важно, что вы сделали, некоторые ваши пользователи все равно будут недовольны.

Я исследовал много подходов и нашел того самого победителя. Я предпочитаю называть это методом “хамелеона” – запрос должен быть в одном стиле с UI. В отличии от попапа, такой запрос не будет требовать от пользователя незамедлительных действий. Запрос есть, и пользователь или примет его или отклонит когда будет готов.

Сценарий выхода

Каждый из нас делает ошибки, и, раз уж так вышло, необходимо принести извинения пользователю. Если вы попали в такую ситуацию, то вместо отправки опроса разозленному пользователю, мы можем просто попросить короткий ответ на вопрос, что случилось?


Стимулируйте пользователя

Одним из дополнительных стимулов для пользователя, может послужить некая награда за то, что он потратил свое время на ответы на вопросы, которые в последствии предоставят нам данные для обработки. В моем случае, мы дадим ему 50% скидку на следующую транзакцию.

Я считаю этот момент наиболее спорным – следует ли давать пользователю стимул или нет. Есть риск того, что пользователь будет не до конца честен с вами и сделает все, чтобы просто получить заветную скидку. С другой стороны, я считаю, что награда очень важна. Но для снижения степени риска, я бы не давал пользователю огромный приз. Но и дарить какую-то мелочь тоже некрасиво, поэтому нам приходится находить баланс в таких вещах.

Отлично, это мы выяснили! У нас есть как минимум одна идея того, как убедить пользователя заполнить опросник.

Дизайн процесс

Моей основной целью в дизайне было создание сочного UX.

Создание прототипа

В этот раз я позаимствовал традиционную технику анимации. Я нарисовал быстрый процесс взаимодействия с пользователем в Photoshop для общего понимания. Благодаря этому, я смог исключить некоторые концепции, которые мне не нравились и уделить внимание тем, которые, на мой взгляд, могли принести результат. Основной упор пришелся на поиск лучшей структуры для каждого типа вопроса, таких как выбор нескольких ответов, шкала оценки и порядок оценки.


Разработка внешнего вида

Если вы посмотрите на мою страницу в Dribble , вы увидите концепты для этого проекта под названием Shipp . Благодаря использованию установленного языка дизайна, я смог быстро превратить концепт в прототип в высоком разрешении.

Дизайн взаимодействия

Я использовал After Effects для переходов и всех взаимодействий. Обычно, это помогает разработчику и клиенту понять суть идеи.



Создание эмоций

Как я уже говорил в названии, я пытаюсь понять эмоцию пользователя. Идея заключается в том, чтобы спросить пользователя о его ощущениях от использования продуктом и дать ему возможность выразить их при помощи простого ответа. Я был впечатлен реализацией анимированых смайлов в Facebook.

Вначале, я подумал, что было бы неплохо передавать 5 основных видов эмоций в ответе: Очень хорошо, хорошо, нейтрально, плохо, очень плохо.

Я мог ошибаться, но когда я поставил себя на место пользователя, мне это показалось немного перегруженным. Я имею в виду… как показать разницу между хорошо и очень хорошо? Для того, чтобы сделать все простым и понятным, я решил использовать 3 очевидных варианта:

  • плохо (злой смайл)
  • нейтрально (обычный смайл)
  • хорошо (радостный смайл)

Конечно, счастливое лицо с сердечками – это слишком, но я просто хочу добавить веселья в этот проект. Это означает, что в реальном проекте, я буду действовать по-другому. Но все же…

Оживление эмоций

После долгих исследований, я захотел спросить о таком важном моменте, как качество клиентской поддержки. Я создал анимированые смайлы для того, чтобы пользователь запросто смог выбрать и рассказать о своих ощущениях от использования нашей службы поддержки. Прежде всего, я хотел узнать, почему именно такие чувства могут быть вызваны у пользователя. Первое, что пришло в голову – предоставить пользователю текстовое поле для возможности написать причину. Однако, не думаю, что это будет удобно.


Итак… я нашел выход


Я провел небольшое исследование и собрал данные. Ниже, я расписал все “да” и “нет”, а также мои предложения.

Да:

  • Один вопрос на одной страницу – Не заставляйте пользователя скроллить вверх и вниз, это раздражает.
  • Продумайте место касания экрана – Оптимизируйте место, не надо вызывать раздражение у пользователя, заставляя его тапать на экран с целью попасть в “нужное” место.
  • Не более 8 вопросов – Многие эксперты рекомендуют быть кратким. Я считаю, что идеальное количество вопросов – до 8ми. Лучше оптимизировать небольшое количество вопросов и сделать их действительно значимыми.

Нет:

  • Избегайте выпадающих окон – Выпадающие окна – плохая идея, намного лучше сразу показать все необходимое на экране.
  • Избегайте использования матричных таблиц – Даже не думайте об этом.
  • Не используйте общие вопросы – Не ограничивайте пользователя ответами да/нет. Предоставьте ему возможность выразить свои мысли.
  • Избегайте набор текста – При возможности, не заставляйте пользователя набирать текст на телефоне. Это неудобно.

Необходимо учитывать:

  • Стимул – Многие пользователи отмечают, что стимул побуждает к действию. Однако, это не всегда так. Изучите своего пользователя перед тем как принять решение, наградить его или нет.
  • Индикатор выполнения – Суть в том, чтобы показать пользователю, как далеко он прошел в процессе прохождения опроса. В тоже время, если если у вас слишком много вопросов (которых нельзя избежать), старайтесь не использовать индикатор выполнения, чтобы не перегружать пользователя.
  • Использование сторонних опросников – Многие внешние сервисы предлагают возможность провести опрос. Но в этом случае, вам может не понравится дизайн.

Полезные ссылки

  • Shipp (проект, который я использовал для создания данной статьи)
  • chromaicon.com (набор иконок для проекта)
  • apptentive.com , converser.io (стороннее ПО для проведения опросов в приложениях)

Что дальше?

Итак, у меня есть предложение и концепция.

В дальнейшем, я планирую использовать данный концепт в своих будущих проектах, чтобы проверить, какой эффект принесет эта концепция в реальном мире.

Если мне выпадет такой шанс, я обязательно поделюсь описанием процесса и как полученные данные помогли мне в принятии бизнес решений. Надеюсь, данный концепт поможет вам.

Dribble: dribbble.comhttp://dribbble.com/buditanrim/buditanrim

2018: В России принят стандарт разработки мобильных приложений

Государство утвердило предварительный стандарт разработки мобильных приложений , говорится в сообщении Росстандарта , опубликованном на сайте ведомства 10 июля 2018 года. Требования носят рекомендательный характер, но, по словам авторов, должны будут стать «ориентиром при разработке». Подробнее .

2013: PwC о будущем мобильных приложений

Согласно прогнозу, подготовленному PwC в сентябре 2013 года, следующее поколение инновационных решений в области мобильных технологий будет нацелено на распознавание и моделирование контекстуальной ситуации потребителя. Информация о пользователях по трем основным параметрам – физическое местонахождение, виртуальная и социальная среда – станет основным ресурсом, который позволит создать мобильные приложения и услуги, обладающие кардинально новыми возможностями и способные предсказывать потребительские предпочтения. Мобильные устройства смогут стать поистине цифровыми помощниками.

Отчет PwC по результатам этапа II «Новые технологические возможности» в рамках исследования «Прогноз инновационного развития в области мобильных технологий» (Mobile Innovations Forecast (MIF) Phase II: New technological capabilities) наглядно демонстрирует, каким образом будут меняться впечатления пользователей с появлением мобильных технологий следующего поколения.

«Мы вступаем в новую, динамичную фазу развития мобильных технологий, знаменующую переход от ограниченного набора информационных и вычислительных функций к интеллектуальному анализу и рационализации физической, виртуальной и социальной среды пользователей устройств, – отмечает Раман Читкара, руководитель международной практики по оказанию услуг компаниям технологического сектора PwC. – В скором времени мобильные устройства будут способны анализировать и предугадывать человеческие потребности, используя платформы, которые задействуют пользователя, опираясь на информацию, полученную из многочисленных источников. Главная цель этого процесса – создание еще более интуитивных мобильных устройств».

Как отмечается в отчете PwC, контекстуальный интеллект в мобильных вычислениях сможет получать ситуационную информацию из трех основных источников, включая:

1) данные об устройстве (например, источник питания, операционная система, хранение данных и т.п.);

2) данные о физической среде (местонахождение, погода и т.д.);

3) данные о пользователе (ID, приложения, хранящаяся информация и т.д.).

Возможности, которыми должны обладать мобильные устройства, сети, приложения и услуги следующего поколения, для того чтобы собирать данные о пользователях из таких источников, как сенсорные датчики на устройствах, переносные компьютеры и электронная экосистема транспондеров на других людях и объектах, и обрабатывать их:

  • локализация и навигация,
  • сенсорные датчики устройств и пользовательские интерфейсы,
  • ID и технологии информационной безопасности ,
  • сети и «облака» следующего поколения,
  • мобильные операционные системы .

2000-е: Эпоха коммуникаторов

К тому времени рынок мобильных устройств сотовой связи стали постепенно завоевывать смартфоны и коммуникаторы. Обладая более широкими возможностями и производительностью, они отличались от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы (Windows Mobile , Symbian OS , RIM , Android , Mac OS), которая является открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками, в отличие от программной среды обычных мобильных телефонов, которая закрыта для сторонних разработчиков. При этом стоит отметить, что установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами. Но, заметим, что каждая конкретная операционная система требует установки соответствующих именно ей приложений, то есть созданных специально для той или иной ОС программ. Например, программу-органайзер созданную для Windows Mobile нельзя установить на ОС Simbian, применяемую в смартфонах Nokia Corporation , или Mac OS (Mobile Touch version) для телефона iPhone от компании Apple .

К тому же, стоит отметить, что наличие полнофункциональной операционной системы не делает смартфоны и коммуникаторы более привлекательными в глазах большинства пользователей. Современные сотовые телефоны, а точнее модели, относящиеся к средней ценовой категории и выше, зачастую вполне могут справиться со многими задачами. Они могут работать с электронной почтой, просматривать текстовые документы и электронные таблицы, фотографии и видеофайлы.

Кроме того, экраны целого ряда сотовых телефонов не уступают большинству смартфонов и коммуникаторов, а последние модели оснащаются еще и сенсорными экранами и разъемами для карт памяти. Поэтому сегодня именно владельцы обычных мобильных телефонов составляют большую часть потребителей программных приложений.

Но с другой стороны, смартфоны в глазах данной категории пользователей выглядят более привлекательными за счет других возможностей, таких как, например, продвинутые мультимедийные функции (более качественная камера, расширенные возможности воспроизведения видеофайлов, улучшенные музыкальные способности), Wi-Fi , GPS и другие.

Необходимо также понимать, что программы, написанные специально для операционной системы смартфона или коммуникатора, являются полноценными скомпилированными в двоичный код последовательностями низкоуровневых микропроцессорных команд. А в силу того, что во всех смартфонах и коммуникаторах установлены более мощные процессоры, чем в мобильных телефонах, возможности программиста по созданию таких приложений практически не ограничены.

Специализированные приложения функциональнее, они более рационально использует ресурсы процессора, чем J2ME -программы, основанные на множестве Java -платформ, предназначенных для работы в устройствах с ограниченными ресурсами (ограниченная вычислительная мощность, ограниченный объем памяти, малый размер дисплея, питание от портативной батареи, а также низкоскоростные и недостаточно надежные коммуникационные возможности). Поэтому смартфоны пользуются популярностью среди разработчиков программного обеспечения и энтузиастов.

1990-е: Эпоха мобильных телефонов

Отправной точкой для создания мобильных приложений стало появление на мобильном телефоне экрана. Естественно, первое программное обеспечение для телефонов представляло собой встроенные приложения, которые предназначались для выполнения конкретных функций телефона и устанавливались в устройство самими производителями.

Пожалуй, первым мобильным приложением, помимо ПО, отвечающего непосредственно за работу телефона, стала телефонная книжка - та часть программного обеспечения аппарата, которая упорядочивала контакты пользователя. Сначала в записную книжку можно было занести лишь имя и номер телефона абонента. Но постепенно в данное приложение добавлялись новые функции - помимо имени и телефона, стало возможным занесение адреса, электронной почты и других данных того или иного абонента.

С появлением возможности обмена короткими текстовыми сообщениями (SMS ) в телефон добавилась еще одно приложение, позволяющее писать, редактировать, отправлять небольшие электронные тексты.

Время появления первого мобильного приложения, установленного на телефон поверх уже имеющегося программного обеспечения, можно отнести к концу 90-х годов прошлого века, когда сотовая связь стала постепенно входить в жизнь миллионов людей во всем мире. Стоит отметить, что к тому времени, производители телефонов уже четко представляли, что софт для "мобильника" - это перспективное направление, как с точки зрения разработки технологий, так и с точки зрения их отдельного коммерческого использования. Тогда в программную оболочку сотовых телефонов, помимо самых необходимых приложений, производители стали устанавливать дополнительное ПО. Как правило, это были различные мультимедийные приложения - небольшие аркадные игры , редакторы рингтонов , калькуляторы , календари и т.д.

Не отставали и сторонние разработчики, которые предлагали владельцам сотовых телефонов приложения, аналогичные установленным изначально, а также массу другого полезного и иногда бесполезного софта.

С появлением в 1997 году на рынке сотовой связи технологии WAP , позволяющей выходить в интернет с помощью мобильного телефона, количество программных приложений, как и их разработчиков, стало расти. Дело в том, что теперь поставить на телефон какую-либо программу стало гораздо удобнее и проще, так как ранее установка приложения могла быть осуществима лишь с помощью DATA-кабеля, соединяющего стационарный компьютер или ноутбук с мобильным телефоном. Стоит отметить, что в то время не каждая модель сотового телефона поставлялась в комплекте с DATA-кабелем, что ограничивало использование мобильных приложений.

Возможность выхода в интернет непосредственно через телефон позволила устанавливать на аппарат различное ПО, а также игры даже тем людям, которые не имели домашнего компьютера. Кроме того, WAP мог функционировать даже на бюджетных телефонах, за счет чего число пользователей мобильных приложений также увеличивалось. Единственным минусом WAP-доступа стала высокая стоимость передачи данных - скачав только несколько программ для телефона, пользователь мог потратить весь свой счет.

К началу нового тысячелетия началось бурное развитие рынка мобильного контента в целом и мобильных приложений в частности. Как грибы после дождя появляются специализированные сайты по продаже программных продуктов и мультимедийного контента для мобильных телефонов. А появление новых технологий передачи данных с помощью сотовой связи (GPRS , EDGE) позволяет удешевить мобильный интернет-трафик. Пользователи стали в немыслимых количествах скачивать из сети картинки, музыкальные рингтоны, игры, полезные программы и т. д.

Платные и бесплатные приложения

Независимо от того, для какого устройства используется та или иная программа, мобильные приложения можно подразделить на платные и бесплатные.

Бесплатные приложения, как правило, представляют собой достаточно простое ПО с ограниченным набором возможностей. Бесплатный софт зачастую предназначен для решения конкретной задачи (например, просмотр электронной почты ). По мнению экспертов организации GetJar, бесплатные приложения в большинстве случаев используются владельцами телефонов непродолжительное время. Одна из причин такого поведения пользователей обусловлена тем, что работать сразу с несколькими открытыми бесплатными приложениями неудобно. Во-первых, это влияет на производительность, а значит и на продолжительность работы аккумулятора устройства. Во-вторых, пользователя просто может раздражать постоянный переход между программами (особенно на аппаратах с сенсорным экраном) и связанная с этим потеря времени.

Что же касается платных мобильных приложений, то они, наоборот, предлагают пользователю расширенные функциональные возможности для каждого отдельного программного продукта. Например, альтернативный пользовательский интерфейс SPB Mobile Shell для коммуникаторов на базе Windows Mobile предлагает пользователю несколько вариантов управления устройством и его программным обеспечением с помощью одного приложения. Кроме того, разработчики платного мобильного софта, как правило, предлагают возможность обновления ПО.

Бесплатных приложений для Apple и Google не останется

Бесплатная модель распространения приложений для смартфонов очень скоро прекратит существование. Об этом рассказал в июле 2017 года руководитель департамента мобильных разработок Artezio , автор проекта Cost Track Игорь Есипович. По словам эксперта, на место бесплатной и условно-бесплатной модели придет система ежемесячной подписки, которая на данный момент для многих разработчиков становится приоритетной.

Немалую роль в росте популярности подписной модели играет политика Apple , которая делает ставку на ежемесячные отчисления, нежели на разовые доходы с продаж.

«Apple серьезно стимулирует разработчиков на внедрение платных подписок. С продажи контента корпорация получает 30%, а с подписки - только 15%, оставляя 85% разработчику против 70% дохода с продажи как в обычном случае», - сказал глава департамента Artezio.

Эксперт отмечает, что пока в цифровых магазинах наибольшую прибыль генерируют проекты с условно-бесплатной моделью распространения.

«Условно-бесплатная модель, вернее модель freemium и premium, пока гораздо лучше работает, чем все остальные. Например, Clash Royal, Clash of Clans, World of Tanks – эти приложения не продаются, в них предусмотрены только встроенные покупки. Игра Mortal Combat несет в себе не менее раскрученный бренд, чем Ubisoft с Assassin’s Creed, но именно в Mortal Combat встроенные покупки гораздо эффективнее», - отмечает Есипович.

Специалист считает, что со временем условно-бесплатная модель станет непопулярной, а основной доход разработчики будут получать с обновляемой подписки. При этом совершенно бесплатных приложений практически не останется.

Типы мобильных приложений

Также мобильные приложения можно подразделить на развлекательные (мультимедийные), коммуникационные, навигационные, справочные и прикладные. К развлекательному мобильному ПО можно отнести проигрыватели аудио- и видеофайлов, просмоторщики изображений и электронных книг, игры. Коммуникационные приложения отвечают за общение пользователя по телефону и SMS , его контакты в электронной почте, ICQ , социальных сетях. К навигационным программам относятся приложения, работающие с системой GPS , электронными картами и географическими координатами. К справочному ПО можно отнести различные словари и энциклопедии, базы данных с возможностью поиска. К прикладным приложениям можно отнести записные книжки, органайзеры, калькулятор, программы для работы с графикой и текстом.

Безопасность

Развитие мобильного интернета, безусловно, породило и кибер-угрозы для владельцев телефонов. Однако, как считают эксперты, во многом проблема вредоносного ПО, специально разработанного для мобильных устройств, во многом преувеличена. Дело в том, что невообразимое количество вирусов для обычных ПК не идет ни в какое сравнение со "считанными" десятками вредоносных программ для мобильных телефонов.

Например, львиная доля мобильных вирусов писалась для одной из самых распространенных на сегодняшний день программной платформы Symbian OS для смартфонов и коммуникаторов Nokia Corporation . Однако с появлением в 2006 году следующей версии данной платформы риск заражения стал стремиться к нулю. Одним словом, любая операционная система для "мобильников" старается, как можно эффективнее, обезопасить своего пользователя от возможного "заражения".

Однако это вовсе не означает, что вирусов для данных устройств совсем не существует. Так, в 2008 году появился один из немногих мобильных вирусов для Symbian OS 9.1 S60 3rd Edition - программа Sexy View, отличительной особенностью которой было то, что она подписана действительным сертификатом безопасности Symbian. Данный вирус производил SMS -рассылку со ссылкой на себя, а целью вируса был сбор конфиденциальной информации о зараженном устройстве (IMEI и т.д.). К тому же, уже известное по предыдущим версиям программных платформ кроссплатформенное приложение FlexiSpy, крадущее личную информацию абонента, существует и для данной версии ОС.

Чтобы предотвратить "заражение" мобильными вирусами, необходимо узнать как можно больше информации о том приложении, которое пользователь собирается скачать. Для этого можно воспользоваться интернетом, как правило, на различных специализированных форумах имеется информация о вредоносном ПО. Кроме того, можно попробовать связаться с представителями той площадки, откуда планируется скачать программу. В конце концов, можно обратиться к создателям антивирусного ПО.

Порталы веб-приложений

Сегодня, помимо независимых инетрнет-площадок для распространения мобильных приложений, собственные подобные ресурсы создают ведущие производители сотовых телефонов, смартфонов), компания Sony Ericsson (PlayNow arena) и ряд других. Помимо самих приложений, эти онлайн-ресурсы продают также разнообразный мобильный контент (музыку, видео, картинки, электронные книги и т.д.).

Инструменты для разработки приложений

Кроме того, производители мобильных телефонов, смартфонов и коммуникаторов и создатели операционных систем, а также операторы сотовой связи выпускают программные инструменты для создания мобильных приложений. Они предлагаются на основе как открытого, так и закрытого ПО и зачастую предназначены для написания приложений для конкретной операционной системы, что часто означает - для конкретной модели мобильного устройства (например,

Суть вопроса

Довольно часто в общении с клиентами возникает вопрос: чем отличается мобильное приложение от мобильной версии сайта? Если адаптировать существующий сайт для мобильных устройств проще, чем разработать мобильное приложение с нуля, зачем обращаться в студии разработки мобильных приложений?

Что такое мобильный сайт

Под мобильной версией сайта подразумеваются или отдельные страницы, являющиеся по сути копиями страниц основного сайта, но которые адаптированы для отображения на небольших относительно десктопов экранах мобильных устройств, или переработанный основной сайт, верстка которого после переработки становится резиновой.

Резиновая (адаптивная) верстка автоматически изменяет стиль своего отображения в зависимости от размеров экрана. Однако, как будет сказано ниже, хорошо адаптировать сайт под мобильные устройства не означает просто уместить все его содержимое на небольшой экран.

Что такое мобильное приложение

Мобильное приложение – это специальный пакет, который устанавливается пользователем, как правило, через рынки (порталы, магазины, маркетплейсы) приложений (AppStore, Google Play) на мобильное устройство. Мобильные приложения в отличие от разметки сайта являются программами, поэтому в большинстве случаев создаются под какую-то конкретную платформу (iOS, Android, Windows Phone и т.д.).

Важно и о каком бизнесе идет речь: задачи по взаимодействию с пользователями при и при могут сильно различаться.

Плюсы разработки мобильного сайта бизнеса

Адаптация сайта для мобильных устройств имеет следующие положительные моменты:

  1. Низкий порог вхождения пользователей. Для того чтобы начать пользоваться мобильным приложением, его нужно установить. Для использования сайта достаточно просто перейти по ссылке. Если вы разместили QR-коды со ссылками на сайт и на приложение, то переходов на сайт всегда будет больше, чем установок мобильного приложения: часть пользователей после перехода по ссылке на приложение в магазин все-таки его не установит.
  2. Кроссплатформенность. Сайт доступен на всех платформах и устройствах, даже на тех, о существовании которых мало кто знает.
  3. Мгновенные обновления. Для обновления приложения в магазинах всегда требуется определенное время на их проверку компаниями, владеющими магазинами. Обновленный сайт доступен пользователям практически сразу.
  4. Стоимость разработки и поддержки сайта обычно ниже, чем мобильного приложения.
  5. Стоимость продвижения сайта также ниже, чем приложения. Цена одного пользователя напрямую зависит от порога его вхождения (п.1), чем он выше – тем выше и цена его привлечения. Для обеспечения захода пользователя на сайт вы устанавливаете определенную стоимость клика по рекламному блоку, после которого вы сразу получаете посетителя. В случае с мобильным приложением вам по сути нужно сделать то же самое, только не факт, что после перехода в магазин приложений пользователь его еще и установит. Как следствие, цена установки выше цены клика.
Плюсы создания мобильного приложения

Разработка мобильных приложений обеспечивает следующее:

  1. Полное взаимодействие с пользователями. В отличие от мобильных версий сайтов в случае с мобильным приложением у вас есть возможность отправлять push-уведомления. Если вы опубликовали что-то новое на сайте, пользователи узнают об этом только когда туда зайдут. На мобильное приложение вы просто отправляете push-сообщение.

    Локальные оповещения работают примерно так же, только устанавливаются на самом устройстве. Если пользователь выполнил какое-то действие в приложении, которое ожидает от него реакции через определенное время, приложение само напомнит ему об этом.

    Также появляются и более широкие возможности обратной связи: пользователи оставляют сообщения и в магазинах приложений, и персонально через приложение.
  2. Качественный интерфейс. Хорошо адаптировать сайт для мобильных устройств – не просто уместить его в маленький экран. Все элементы управления (кнопки, текстовые поля, ссылки) должны быть удобными для нажатия пальцем, а не курсором мыши. Экраны устройств бывают разными и по размеру, и по плотности пикселей. При большой плотности пикселей (retina дисплеи) экран телефона может иметь очень большое разрешение (например, 1440 x 2560 пикселей), но при этом быть небольшим в физических размерах. Таким образом экраны телефонов могут быть больше по разрешению, чем дисплеи ноутбуков, но иметь при этом меньшие диагонали. Мобильные операционные системы имеют свою логику работы, чтобы бороться с эффектом, когда нужно покупать точилку для пальцев, чтобы попасть в маленькие кнопочки. Но работает эта логика по-разному на разных платформах и устройствах, в результате вы почти всегда не знаете, как выглядит ваш сайт на том или ином девайсе. Есть шанс, что сайтом не просто неудобно пользоваться, но и вовсе невозможно это делать.

    Качество интерфейса сказывается и в навигации. Каждая мобильная операционная система имеет свою логику перехода между рабочими экранами в приложениях. В Android это кнопка Back (Назад), в iOS – провод пальцем от левого края экрана. Пользователи каждой операционной системы привыкли к одному и тому же поведению в каждом приложении. Навигация же на каждом сайте сделана по своему и, зайдя на очередной из них, нужно каждый раз искать глазами кнопки “Ок”, “Назад”, “Отмена” и т.д., которых может и не оказаться.

    В этом же пункте находится общая структура интерфейса: если приложение, к примеру, должно отобразить список ресторанов, то оно, скорее всего, это сделает в том числе и по расстоянию от пользователя, зная его текущее местоположение. Логика же работы мобильного сайта всегда проще и не учитывает множество данных, которые может предоставить мобильное устройство.
  3. Высокий уровень персонализации. В мобильном приложении есть возможность запоминать все данные пользователя и менять интерфейс в зависимости от его потребностей. Если пользователь ввел какие-то данные (например, свой домашний адрес в приложении доставки), то ему не нужно будет вводить этот адрес снова. Даже на разных устройствах при включенной облачной синхронизации он всегда будет видеть приложения с заполненными персональными данными.
  4. Работа в оффлайне. Интернет на мобильных устройствах в последнее время есть довольно часто, но не всегда. Даже при наличии мобильного интернет-соединения его качество всегда в среднем хуже, чем качество домашних и офисных интернет-линий. Чтобы пользователи не теряли связь с вашим продуктом как только оборвалась интернет-связь, разработка мобильного приложения – единственное возможное решение.
  5. Использование возможностей устройства в полной мере. Мобильные устройства являются персональными устройствами. Они знают о своем владельце очень многое, и использование этой информации для увеличения уровня сервиса является одной из ключевых причин бурного роста мобильных приложений. Например, iOS запоминает основные временные интервалы поведения владельца устройства: когда он чаще всего перемещается из точки А в точку В, когда заряжает устройство, когда ложится спать, когда открывает то или иное приложение. Если вы открываете новостное приложение, операционная система заранее говорит ему “скоро тебя откроют”, последние новости загружаются в фоновом режиме и на момент появления приложения на экране они уже видны вам.

    Этот пункт относится и к железу устройства: в зависимости от типа приложения вы можете брать данные с камеры, акселерометра, компаса, барометра и т.д.
Выводы

Мобильная версия сайта всегда лучше, чем ее отсутствие.
Мобильное приложение не всегда лучше, чем мобильная версия сайта.
Не всегда есть возможность такое мобильное приложение опубликовать (например, в руководстве разработчикам Apple указывает пункт “2.12 Apps that are not very useful, unique, are simply web sites bundled as Apps, or do not provide any lasting entertainment value may be rejected” – “2.12 Приложения, не являющиеся полезными, уникальными, представляющие собой просто мобильную версию сайта или не предоставляющие никакой заметной пользы / удовольствия от использования могут быть отклонены”).

Если вам необходим минимальный функционал, нужно что-то протестировать или найти какое-то временное решение – лучше сделать мобильную версию сайта. Это будет и дешевле, и быстрее даст какое-то понимание о действиях и предпочтениях пользователей.

Если же вам нужно построить длительные, качественные и продуктивные отношения с клиентом, если для вас важно впечатление, которое вы производите на пользователя и уровень комфорта, который вы ему обеспечиваете, то мобильное приложение – закономерный выбор.



gastroguru © 2017