Как получать достоверную информацию. Достоверность информации: определение, проверка и контроль. Источники информации. Определение понятий достоверной и недостоверной информации

Материал из ТолВИКИ

Интернет является одним из популярных источников информации. Искать данные в Сети, не выходя из дома, просто и удобно. Не нужно часами просиживать в библиотеке для того, чтобы отыскать нужную информацию. Достаточно правильно сформулировать поисковый запрос и можно рассчитывать на точный ответ. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе формируется позитивное отношение к Интернету. Все большее количество пользователей доверяют Википедии и Youtube. Интернет - это зона свободного доступа, следовательно, каждый может принять участие в наполнении его материалами любого содержания. Можно ли слепо доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Насколько она точна и надежна? Как же убедиться в достоверности информации, полученной в сети?

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др. (Викиучебник)

В соответствии с задачами, которые решаются при использовании информации, существуют различные подходы к определению достоверности информации. Например, в учебных целях можно использовать рекомендации по оцениванию надежности интернет-ресурсов , разработанные Л.А. Серых, руководителем отдела Интернет-технологий Центра развития образования г. Самара . О том, как их применять на практике, можно узнать из задания для старшеклассников , которое было предложено в ходе интернет-игры «Интернет:Доступность-Достоверность-Результат» .

Для более серьезных задач подойдут рекомендации А.А. Шперха по определению достоверности результатов поиска . Он предлагает использовать пять основных принципов :

  • подтверждение ее, как минимум, из двух независимых друг от друга источников;
  • проверка незаинтересованности источника информации в ее содержании;
  • сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме;
  • проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов;
  • затребование у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения.

О.И. Подъяпольская, руководитель отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. Новокуйбышевска, в статье "Фейк как феномен современной медиасреды. Инструменты анализа "цифровой" информации" приводит алгоритм поиска доброкачественного медиаконтента и последующей работы с ним:

  1. проводим первичный анализ информационных прецедентов в интересующем нас информационном поле (поиск грамотного представления информации в различных источниках);
  2. составляем «облако ключевых слов» и «облако образов» для последующего информационного поиска;
  3. выбираем поисковую машину с учетом показателей релевантности результатов , полноты охвата сетевой информации и особенности морфологии языка;
  4. составляем эффективный информационный запрос (конкретизированный, с использованием «операторов поиска»);
  5. оцениваем релевантность, достоверность и значимость полученных результатов поиска:
    • проверяемость и фактическое соответствие информации;
    • подтверждение или опровержение информации из нескольких источников;
    • возможность установить первоисточник и его независимость;
    • наличие информационных прецедентов;
    • возможная экспертная оценка содержания информации или ссылка на авторитетный источник;
    • ситуативная идентификация связи «качественный контент-фейк» (например, при обращении к профилю в социальной сети качественные профессиональные персонализированные фото уже дают повод заподозрить фейк);
    • возможность обратиться к автору медиаконента для уточнений.

Будьте внимательны при копировании материалов из Интернета!
Не используйте непроверенные данные! Возьмите за правило: вначале проверять, а потом - доверять!
Для определения надежности сайта используйте рекомендации, опубликованные выше!

Ключевые слова

ПОИСК В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ / SEARCH ON THE INTERNET / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ACCURACY OF THE INFORMATION / НЕЧЕТКИЙ ВЫВОД / FUZZY CONCLUSION / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ САЙТА / INTEGRAL RELIABILITY OF THE WEBSITE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации , найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации , представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

  • Система поиска и анализа достоверной информации в сети Интернет

    2016 / Иванова Светлана Михайловна, Ильиченкова Зоя Викторовна
  • Экспертные системы для медицинской диагностики с применением методов теории нечетких множеств

    2016 / Оразбаев Б.Б.
  • 2017 / Морозова Анна Анатольевна
  • Исследование и анализ методов принятия решений на основе нечеткой информации

    2012 / Боженюк Александр Витальевич, Опенько Наталья Сергеевна
  • Подход к обоснованию управленческих решений на основе априорной истинности информации

    2018 / Новиков Владимир Александрович, Демихов Евгений Николаевич
  • Прогнозирование себестоимости постройки судна с использованием аппарата

    2012 / Алехин М. Ю., Раев В. В.
  • Исследование алгоритмов нечёткого вывода в моделях принятия решений

    2009 / Матковская Марина Олеговна
  • Приближенные рассуждения на основе темпоральных нечетких байесовских сетей

    2016 / В.В. Борисов, А.С. Захаров
  • Метод нечетких петрофизических композиций при прогнозировании петрофизических параметров

    2011 / Кобрунов А. И., Кулешов В. Е., Могутов А. С., Художилова А. Н.
  • Медиафакт: между достоверностью и вымыслом

    2018 / Пром Наталья Александровна

ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET S.M. Ivanova

The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equations by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

Текст научной работы на тему «Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет»

УДК 519. 253, 378.147.88 ББК 74.4, 32.973.26.-018.2

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, НАЙДЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

С.М. Иванова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации, найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации, представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

Ключевые слова: поиск в системе Интернет, достоверность информации, нечеткий вывод, интегральная достоверность сайта.

Abstract. The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equa-

ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET

tions by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

Keywords: search on the Internet, accuracy of the information, fuzzy conclusion, integral reliability of the website.

С каждым годом объем различной информации, представленной во всемирной системе объединенных компьютерных сетей Интернет, растет в геометрической прогрессии. «Всемирная паутина» объединяет миллионы компьютеров, множество разных сетей. Каждый год количество пользователей растет на 30- 50%. Одни и те же данные и факты размещаются одновременно на многих сайтах. Но при этом возрастает и вероятность публикации ошибочных сведений. Как следствие, возникает вопрос: «Как среди потока информации выделить ту, которая является достоверной?»

В соответствии с государственной программой российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 гг. и Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС в данный момент уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения . Именно здесь Интернет становится необходимым звеном образовательного процесса, дает возможность получать дополнительные знания, что является важным для развития самообразовательной деятельности. Однако, опираясь на исследования социологов, приходится считаться с тем, что статистически средний пользователь тратит на один поисковый запрос не более 15 минут. Поэтому очень важ-

но, чтобы студенты не только умели организовывать поиск, но и быстро определять, является ли полученная информация достоверной .

Общие принципы достоверности полученной информации

Достоверность информации определяется:

Полнотой,

Целостностью,

Истинностью.

Поэтому при обучении организации процесса поиска следует уделять внимание всем трем составляющим, определяющим качество полученных данных.

Вопросы полноты информации могут быть решены, в том числе, за счет грамотного построения поискового запроса. Целостность информации, представленной на страницах сайта, во многом зависит от корректности ее сохранения и сочетания форм представления с возможностями используемого браузера. Наиболее сложным и важным является умение определять, является ли полученная информация истинной. От этого, в конечном счете, будет зависеть достоверность полученной информации.

Определение обоснованности и точности информации является довольно сложной задачей для пользователя. К сожалению, существует не так много интернет-сайтов, заслу-

живающих полного доверия. К таким можно формально отнести только сайты, созданные учеными или официальными сообществами, где информация отслеживается и рецензируется. В Интернете есть ряд зарезервированных адресов. Например, если доменное имя второго уровня - "gov.ru", то данный ресурс принадлежит правительственной организации. Доменное имя "ac.ru" относит ресурс к различным научным или высшим учебным объединениям (научно-исследовательский Институт или высшая школа). Имя "edu.ru" - это ресурс официальных органов образования. То есть только на интернет-сайтах, относящихся к специальным организациям, вероятность ошибки заведомо небольшая. Если нет возможности провести проверку достоверности найденной информации, опираясь на адрес интернет-сайта или с помощью консультации специалиста, то ее надо каким-либо образом анализировать.

Одним из способов является проверка с помощью ссылок на авторов статьи. Однако он возможен, только если на сайте указаны источники информации и источники данных являются доступными.

Достоверность сложного сообщения часто определяется как среднее арифметическое его составляющих . Предлагается для проверки полноты, целостности и истинности информации, представленной на странице сайте, воспользоваться аналогичным методом. Предполагается, что достоверность информации в целом на различных страницах одного сайта примерно одинаковая.

Так как сайт, как правило, содержит несколько страниц, то не

вся информация, размещенная на нем, является новой для пользователя. В этом случае можно определить интегральную достоверность сайта, опираясь на данные, представленные в его разных разделах. Предполагается, что информация, содержащая на других страницах, может быть оценена студентом с опорой на его базовые знания.

Рассмотрим пример, связанный с поиском одного из способов решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Предположим, что студенту надо изучить метод Холецкого. Даже в том случае, когда на сайте приводится пример решения, нельзя однозначно утверждать, что весь материал является достоверным. Следует отметить, что большинство сайтов, связанных с предоставлением информации о способах решения СЛАУ, содержат, в том числе, два наиболее популярных и распространенных точных метода: метод Гаусса и метод Крамера, которые входят в обязательную образовательную программу. Поэтому студенту предлагается предварительно оценить достоверность представленной информации по известным для них двум методам, являющимися аналогичными тому способу, который они изучают самостоятельно. Возможно, сайт содержит также решение систем уравнений приближенными методами: метод итераций или метод Зейделя. Тогда материал, размещенный на данных страницах, также можно проверить на отсутствие ошибок, однако в силу различия в точности получаемых результатов, достоверность последних страниц сайта должна в меньшей степени влиять на заключение о достоверно-

Рис. 1. Характеристическая функция

условной близости материала, представленного на странице сайта

Рис. 2. Характеристическая функция достоверности материала, представленного на странице сайта

сти информации о методе Холецкого. Таким образом, заключение о достоверности информации, представленной на интересующей студента странице сайта зависит от достоверности остального материала и его условной близости к новому материалу, найденному в сети Интернет.

Аппарат нечеткого вывода достоверности страницы сайта

Для определения достоверности получаемой информации предлагается использовать контроллер Мамдани аппарата нечеткой логики .

Лингвистическими переменными в данном случае будут:

1. оценки условной близости информации на каждой странице сайта, достоверность которой можно оценить, к искомой;

2. оценка достоверности материала пункта 1.

Эмпирически для условной близости материала по тематике можно определить понятия «близкие», «похожие», «есть общее» и «нет совпадений», которые дают полную группу (рис. 1).

Аналогично вводится характеристическая функция определения достоверности каждой страницы сайта, определяемая пользователем (рис. 2).

Далее следует определить правила нечеткого вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Например, если информацию на станице близка к изучаемой и является достоверной, то можно предполагать, что искомая информация 57 классифицируется как полностью достоверная. Полностью все правила вывода представлены в таблице 1.

Каждой странице сайта следует сопоставить соответствующее нечеткое множество и провести его дефаз-зификацию.

Таблица 1

Правила вывода интегральной достоверности страницы сайта

условная достовер-^^близость ность страниць!"^^ близкие похожие есть общее нет совпадений

недостоверный возможная сомнительная условная недостоверная

что-то похожее вероятная возможная сомнительная условная

можно учесть определенная вероятная возможная сомнительная

достоверный полная определенная вероятная возможная

близкие похожие есть общее нет совпадений

Рис. 3. Определенное значение близости

Определение достоверности информации

Рассмотрим применение предложенного нечеткого вывода для определения достоверности сайта целиком на примере изучения решения СЛАУ методом Холецкого.

Был найден сайт, содержащий как информацию о данном методе, так и о ряде других методов реше-

недостоверный

что-то похожее есть

можно учесть достоверный

Рис. 4. Определенное значение достоверности

ния СЛАУ. Рассмотрим одну из страниц, отображающую решение систем линейных уравнений методом Крамера. Пусть значение близости и достоверности конкретной страницы были эмпирически определены следующим образом (вертикальная пунктирная черта на рисунках 3, 4):

Недостоверный

Условная достоверность

■ -сомнительная

достоверность ■-возможная

■ -определённая

достоверность

достоверность

А \ ^ !\ !\ г. «; П

Недостоверный

■ условная достоверность сомнительная достоверность -возможная достоверность = вероятная достоверность -определённая достоверность =полная достоверность

Рис. 5. Информация близка и достоверна

Рис. 6. Информация похожа и достоверна

Недостоверный

Условная

достоверность ■ -сомнительная достоверность ■-возможная

достоверность = вероятная

достоверность > «определённая достоверность =полная достоверность

1 ■ ■ * 1 I \

Недостоверный

Условная достоверность

■ -сомнительная

достоверность > -возможная

достоверность = вероятная достоверность

■ «определённая

достоверность =полная

достоверность

Рис. 7. Информация близка и учитываема

Рис. 8. Информация похожа и учитываема

недостоверный

Условная достоверность

■ "сомнительная

достоверность

■ -возможная

достоверность = вероятная достоверность

■ -определённая

достоверность =полная

достоверность

Рис. 9. Нечеткое множество одной страницы и его дефаззификация

множествами. Всего возможно четыре комбинации.

Если информация на странице близка ко вновь изучаемой со степенью 0,75 и достоверна со степенью 0,9, то, согласно таблице 1, страница полностью достоверная со степенью т^п(0,75;0,9)=0,75 (рис. 5). Если информация похожа со степенью 0,25 и достоверна со степенью 0,9, то она определенно достоверная со степенью т^п(0,25;0,9)=0,25 (рис. 6). Аналогично определяется нечеткий вывод для двух оставшихся комбинаций (рис. 7, 8).

Объединения этих четырех результатов дает общее решение (рис. 9), дефаззификацию которого можно проводить, например, определяя центр тяжести нечеткого множества (обозначен на рисунке белой точкой).

После того, как проведена дефаз-зификация для всех страниц сайта, содержащих известную информацию, итоговую достоверность Интернет-ресурса в контексте изучаемой информации предлагается определять как среднеквадратичное всех центров тяжестей полученных нечетких множеств. Данный результат дает возможность определить, следует ли использовать информацию с исследуемого сайта для обучения.

Заключение

Предлагаемый метод определения достоверности сайта был экспериментально проверен для описанного выше поиска информации о решении СЛАУ методом Холецкого. Наибольшую истинность дали, как и следовало ожидать, интернет-ресурсы, специализирующи -еся на предоставлении различного рода обучающей информации (например, http://www.exponenta.ru). Информационные сайты (рассматривались страницы, связанные с решением систем уравнений и работой с 59 матрицами) имели более низкий результат по шкале достоверности.

При этом следует отметить, что исследование материала на академическом студенческом сайте ВШУ (http://students.uni-vologda.ac.ru) дало хороший результат, однако в разных интернет браузерах информация отображалась по-разному. То есть при ее истинности, определенной согласно нечеткому выводу, условие целостности выполнено было не всегда.

Таким образом, предлагаемый способ определения достоверности информации дает хороший результат при условии выполнения условий полноты

и целостности представленного материала, что может быть реализовано с помощью грамотно построенных поисковых запросов и возможности предварительного поверхностного анализа. Формализация данных параметров также представляется возможной, хотя и требует некоторого навыка поиска по ключевым словам и общей оценки.

Отметим, что данный процесс можно упростить при автоматизации предложенного алгоритма. Это поможет студентам оценить информацию, представленную в сети Интернет, с точки зрения ее достоверности: полноты, целостности и истинности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение правительства Российской Федерации № 792-р от 15 мая 2013 года [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B E % D 0 % B A % D 1 % 8 3 % D 0 % B C % D0%B5% D0%BD% D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 09.02.2015).

2. Ильиченкова, З.В. Аттестационные тесты с функцией мотивации деятельности [Текст] / З.В. Ильиченкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 01 (48). Январь. - С. 283-287.

4. Иванова, С.М. Инновационный подход к восстановлению и фильтрации сигналов в линейных динамических системах [Текст] / С.М. Иванова // Вестник МГТУ Стан-кин. - 2009. - № 3. - С. 83-87.

5. Ильиченкова, З.В. Аксиомы - это интересно [Текст] / З.В. Ильиченкова // Наука и мир. Международный научный журнал. - 2014. -№10 (14). Октябрь. - Том 2. - С. 60-61.

6. Fuzzy logic and fuzzy control / . - URL: http://www.flll.uni-linz.ac. at/abouts/fuzzy (дата обращения: 05.03.2015).

7. Введение в нечеткую логику и системы нечеткого управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (дата обращения: 02.03.2015).

1. Fuzzy logic and fuzzy control, available at: http://www.ffll.um-lmz.ac.at/abouts/fuzzy (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

2. Ilichenkova Z.V., Attestacionnye testy s funk-ciej motivacii dejatenosti, Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2013, No. 01 (48) January, pp. 283-287. (in Russian)

3. Ilyichenkova Z.V., Axiomi - eto interesno? Science and World. International scientific journal, 2014, No. 10 (14) October, Vol. 2, pp. 60-61. (in Russian)

4. Vvedenie v nechetkuju logiku i sistemy nechetkogo upravlenija, available at: http:// www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (accessed: 02.03.2015). (in Russian)

5. Ivanova S.M., Innovacionnyj podhod k voss-tanovleniju i filtracii signalov v linejnyh din-amicheskih sistemah, Vestnik MSTU STANKIN, 2014, No 3, pp. 83-87. (in Russian)

6. Rekomendacii po ocenivaniju nadjozhnosti internet-resursov, available at: http://www. pandia.ru/text/78/227/92345.php (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

7. The order of the government of the Russian Federation No. 792-р of15.05.2013, available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/34 09 (accessed: 09.02. 2015). (in Russian)

Иванова Светлана Михайловна, кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; учитель математики, средняя общеобразовательная школа № 2107 (1840), г. Москва, [email protected]

Ivanova S.M., PhD in Engineering, Associate Professor, Information Systems Department, Moscow state technological University "STANKIN", Mathematics Teacher, Secondary School No. 2107 (1840), Moscow, [email protected]

Количество недостоверных материалов в интернете растёт в геометрической прогрессии — читателям предлагаются слезливые истории, которых никогда не было в реальности, или случаи вопиющей несправедливости, которые на поверку оказываются историей с двойным дном. Иногда в Сети собирают деньги на помощь людям, которых не существует, — таким образом мошенники отнимают деньги у тех, кому действительно нужна помощь.

Пора учиться отличать правду от вымысла. Сейчас обилием недостоверной информации — иными словами, фейками в Сети — озаботились и крупные интернет-корпорации. Социальная сеть Facebook даже вводит специальную кнопку, с помощью которой пользователи могут пожаловаться на ложные публикации.

Рассказываем несколько простых правил, с помощью которых любой человек может провести проверку сообщения на достоверность.

Проверяем картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу. Или что фото ребёнка из, например, Мурманска, на лечение которого собирает деньги пользователь социальной сети, на самом деле сделано три года назад, например, в Канаде.

Проверяем видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.

Ещё один совет, как заподозрить фейк — отключить в голове «оболочку» , то есть всё, что обрамляет сюжет: заголовок, описание видео, пост в социальной сети, к которому это видео прикреплено. Посмотрите ролик непредвзято. Если вы слышите только общие слова, которые легко встраиваются в любой контекст — возможно, перед вами фейк. Помогает и чтение комментариев — может быть, кто-то из тех, кто смотрел видеоролик до вас, уже вспомнил, где видел оригинал.

Проверяем персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным. Ну, или сотрудником спецслужб, но это уже совсем другая история.

Проверяем структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует — и такое бывало.

Проверяем ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.

Проверяем данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. Руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина и благотворительное собрание «Все вместе» подготовили 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

1. У него сомнительный адрес, «кривая» транслитерация.
2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
4. Удаляет комментарии на сайте и банит задающих вопросы.
5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.

Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Агафонова М. С., Кунова Е. С. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 341–345..htm.

Аннотация. Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечню необходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной. Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.

Текст статьи

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Кунова Елена Сергеевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете

Аннотация.Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечнюнеобходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной.Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.Ключевые слова:информация, недостоверная информация, достоверная информация, источники информации, проверенные информационные ресурсы, фактические ошибки, аргументация информации.

Актуальность темы исследования определяется тем,что в данный момент сеть Интернет пользуется огромной популярностью у большинства людей. В настоящее время мало кто представляет свою жизнь без электронной глобальной сети. С помощью Интернета потребитель информации значительно сокращает время и усилия напоиск необходимых данных, не сталкиваясь с проблемами доступа к ним. Проблема заключается в том, что за легкий доступ в сеть, потребитель не всегда получает достоверную, пройденную через сито профессиональной экспертизы информацию, так как, в большей степени, в сеть попадают ложные, не соответствующие действительности данные.В современном обществе Интернет является одним из самых востребованных источников информации. В нем очень удобно и просто отыскать нужные данные, затрачивая на это сравнительно меньшевремени, нежели при использовании газет, книг, энциклопедий, радиои телевещание.Интернет

1) содержать образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию;2) иметь лицензию;3) входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованиюв образовательных учреждениях;4) соответствовать ФГОС.Ни один не застрахован от получения ложной информации из электронных учебников, так как любой желающий вправе выпустить их.Доверять лучше всего только официальным словарям и энциклопедиям. Многие люди изо дня в день используют Википедию для поиска необходимого для учебы, работы, личностного развития, совершенно не подозревая, что пользуются свободной неофициальной энциклопедией, которую может редактировать любой желающий, поэтому все может быть, что они оперируют неточными данными и фактами.На вопрос «как удостовериться в правильности информации в Интернете», прежде всего, необходимо иметь представления о понятиях достоверной и недостоверной информации, а также уметь отличать их друг от друга.Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которые не существовали вообще или существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные. Достоверная информация –информация, невызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.Сведения со ссылкой на источник считаю также достоверными, если не возникает вопросов о достоверности самого источника.К источникам информации следует отнести следующее:

документы;

издания в печатном виде;

интернетсайты (порталы, страницы, СМИ и т.д.);

физические лица, имеющие интересные для СМИ сведения;

настоящаясредаобитания человека;

виртуальная информационная среда.Достоверным источником являются документы, которые проверяются юридически.Источники информации классифицируют по достоверности (достоверные, недостоверные) и компетентности (компетентные, некомпетентные).Информация в сети –это не гарант полной достоверности, поэтому при извлечении информации необходимо, в первую очередь, обратить внимание на ссылки источника.Компетентными называются те источники, которые уполномочены в той или иной области или вопросе.Если статьей или какойлибо другой работой в сети занимается человек, зарекомендовавший себя, как компетентный специалист, то ссылка не всегда необходима для проверки достоверности.Для того, чтобы узнать компетентный данный автор или нет, целесообразно ознакомиться с его другими работами, комментариями, уточнить наличие определенной занимаемой им должности, статуса, посмотреть отзывы людей о нем и его работах. При наличии данных об авторе из таких источников, как странички в социальных сетях, личного блога, можно узнать дополнительную информацию о наличии научной степени, опыта работы журналистом и т.д. Совершенно другая история в случае, если автор предпочел анонимность.Лучше всего опираться на авторитетные источники. Ими могут выступать научноисследовательские центры, статистические службы.В большинстве случаев по сети распространяется перепечатанная информация с одного сайта на другой. В такой ситуации очень сложно определить достоверность предоставленных данных, так как эти сайты могут опираться на один недостоверный источник.Рейтинг ресурса позволит определить авторитет и популярность данного контента, отзывы пользователей на материал сайта. Поисковые системы, как «Google» и «Яндекс», могут облегчить жизнь, указав индекс цитирования источника, показав похожие или идентичные сведения для сравнения и оценки правильности, а также выдав всю информацию из поисковых запросов.Сетевой ресурс может иметь специальное свидетельство о регистрации СМИ, в силу которого должен нести ответственность, выкладывая какуюлибо информацию, а значит, такой ресурс заслуживает особое внимание и доверительное отношение людей.РИА «Новости»,Интерфакс,ИТАРТАСС являются официальными информационными агентствами. Этим сервисам можно уверенно доверять и пользоваться данными, размещенными на их страницах.СетевоеагентствоNNS(Nationalnewsservice) или, другими словами, НСН (Национальная служба новостей) заслуживает особого внимания. Онодинамично развивает корреспондентскую сеть, ежемесячно представляет сборники статей, соответствующих высшему как публицистическому, так и теоретическому уровню.Издание Gazeta.ruтакже является источником, снабжающим качественной информацией. Ресурсы в сфере образования также проходят проверку на достоверность. Ниже приведен перечень проверенных сайтов.http://window.edu.ru

Единый доступ к учебнометодическим пособиям общего и профессионального образования.

http://schoolcollection.edu.ru

Коллекцияшкольных ресурсов для педагогов и учеников (методички, учебники по разным дисциплинам).http://fcior.edu.ru

Федеральный сервис сматериалами для среднего и профессионального образования.http://school.edu.ru

Методические материалы по предметам начальной и средней школы.Представленные ресурсы прошли научнометодическую экспертизу.Проверка и оценка фактов служит обязательным способом установления факта о достоверности данных.В Интернете можно обнаружить, что в информации вольно используют различные факты как достоверные, так и недостоверные. Научная недостоверность может свидетельствовать онеполноте сообщения. Это происходит тогда, когда сам автор не владеет в полном объеме информацией по данной теме, либо же когда он заведомо скрывает часть сведений, исходя из личных целей. В таком случае сокрытие части материала называют селекцией информации. Интерес привлекает читателей к паре свойствобъекта изучение или событию, явлению. Таким способом можно исказить информацию, повлечь за собой распространение научных ошибок.

При неверном понимании текста, при неправильном толкованиирождаются фактические ошибки. Они возникают вследствиенеспособности человеком дать оценку содержанию, усмотреть приведенные в тексте проблемы. Фактическая ошибка появляется при отсутствии умения обнаружить и сформулировать позицию автора.Фантазия автора зачастую может послужить возникновению фактических ошибок при добавлении в текст элементов собственного домысла. Причиной могут являться и неточное цитирование, путаница в терминах и смыслах.Поэтому необходимо уметь грамотно работать с фактами и давать оценку информационному сообщению.Аргументация фактов является одним из значимых моментов определения достоверности. Верно то, что можно обосновать. В этом заключается удовлетворение закона основания. Но хорошо аргументированные высказывания могут быть корректными и не корректными. Спорящим оппонентам важна победа, а не поиск истины. Ради победы стороны используют способы, которые далеки от логики.Чтобы ориентироваться в доступной к пользованию в Интернете информации и знать отличие достоверной от недостоверной, нужно:1) иметь навыки рационального поиска сведений, знать, что необходимо найти, чтобы грамотно сформулировать запрос в поисковой системе;2) подвергнуть осмотру источники информации;3) уметь оценивать и отбирать нужную информацию;4) научиться построению логики, структуры и плана функционирования информации;5) уметь определять фактические ошибки;6) определять скрытый смысл в тексте, систематизируя данные;7) отличать аргументацию научную и корректную от ненаучной и некорректной.В настоящее время обучение учащихся работе с данными является важным моментом, так как они в значительной степени подвержены за счет образовательных, психологических и возрастных особенностей воздействию неодобрительной, недостоверной, ложной информации.Интернет, в свою очередь, открывает подросткам доступ к информации, которую они желают получить. К традиционным СМИ тинэйджеры относятся с меньшим доверием, не реагируя на них. Уровень доверия к Интернету у таких представителей на несколько порядков выше, потому что в сети могут найти сравнительно больше интересующей информации по какомулибо вопросу. Но несмотря на такое воздействие информационных сервисов, степень подготовленности очень низкая.Проблема кроется в самостоятельной трактовкеполученных знаний и фактов за счет возрастных различий, жизненного опыта и уровня культурного развития личности.Исходя из данных тенденций, нужно научить детей и подростков использовать свой потенциал полностью, совмещая сразу несколько видов познавательной деятельности в сети.Процесс осознания полученных сведений играет большую роль при осуществлении личной информационной защиты.Любые технологии, в том числе и интернет, способствуют преодолению фактических проблем человека и разрешению определенных задач. Сосредоточенность учеников, степень овладения ими технологий и знаний напрямую взаимосвязано с умением преподавателя организовывать работу на уроке.

Для безошибочной организации какоголибо вида деятельности, а в данном вопросе при получении и анализе фактов, полученных из Интернета, необходимо: 1. Установить главную мысль и отдать ей предпочтение;2. Поставить перед собой определенные задачи;3. Выявить пути достижения конечной цели;4. Активизировать мышление;5. Определить возможные ошибки;6. Обеспечить контроль над исполнением.Для заострения внимания при восприятии фактов во время поискаинформации в сети, нужно прибегнуть к возможности посвоему ипоновому интерпретироватьее. Такой метод привлечет больше внимания учеников, повысит уровень заинтересованности, создав эмоциональную наполненность занятия, а также обеспечит обратную связь. Обратная связь может быть как со стороны учителя, так и учащегося при самоконтроле. Чтобы информация усваивалась просто, а занятия проходили эффективно, учителю при объяснении необходимо использовать те понятия и определения, которые соответствуют уровню образовательной подготовки учащихся. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование сетевой информации очень полезно, особенно когда это выступает в качестве инструмента для достижения той или иной цели, приобретения интеллектуальных умений. Выявлено, чтоумелое пользованиеинформацией в сети Интернет, необходимодля обладаниямедиаобразовательными навыками, а также способамиработы с фактами для умения отличить достоверную информацию от недостоверной.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 101. С. 141142.2.ГостищевВ.Р., Агафонова М.С. Современное лидерство в сетевом менеджменте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 20. С. 83.3.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.

К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.

  • Ссылаясь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
  • Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.

Примите во внимание репутацию автора. В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).

Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.

  • Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
  • Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
  • Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
  • В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
  • Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).

    • Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
    • Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
    • Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
    • Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки (описана выше).
    • Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
  • Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.

    Отличайте научные и ненаучные публикации. Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.

    Используйте учебники только для получения справочной информации. Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.

    • Используйте информацию из учебников только в качестве справочной информации.
  • Учитывайте своевременность информации. Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.

  • Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.

    • Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
    • Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
    • Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
    • Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней.
  • Узнайте альтернативное мнение. Если вы студент, преподаватель, сотрудник или выпускник какого-либо учебного заведения, свяжитесь с профильной кафедрой этого учебного заведения, чтобы выяснить авторитетность того или иного источника информации. Зачастую сотрудники кафедры хорошо осведомлены об авторитетных авторах в их области знаний.

    • Всегда выясняйте альтернативное мнение до окончания проекта. Если авторитетность одного или нескольких источников информации, с которыми вы работаете, ставится под сомнение, то вы рискуете не успеть закончить проект в срок, так как будете искать другие источники информации.


  • gastroguru © 2017